Недавний выход самосвала
Tatra 815 от SSM наделал немало шума в кругах собирателей. Модель, несмотря на несколько мелких неточностей и традиционные замечания к качеству изготовления, однозначно удалась - характерный образ, знакомый нескольким поколениям живущих на 1/6 суши, передан на отлично! Оно и понятно, всё же руку костромские на грузовиках набили. Я бы скорее удивился откровенному промаху.
А вот что и впрямь странно, так это почему столь востребованная в народе модель появилась у промышленного производителя только сейчас? При том, что была ведь уже
достойная 815-я от Kaden, правда, позднего образца. Ах да, НАП же ещё обещал такой самосвал. И, по слухам, даже не отказался от этой идеи. Видимо, до того момента, пока Tatra в упрощённом виде не выйдет в Аисте - что как бы под вопросом, но сколько их было, таких "под вопросом" за минувшие 2-3 года?
На волне всеобщего интереса к новинке её не преминули сравнить с моделью ручной работы от RO-Models - разумеется, не в пользу в последней (а чего вы ожидали от синего форума?). Не буду оспаривать этот вердикт, скажу лишь, что у обеих моделей есть свои достоинства и недостатки, и право на жизнь и место на полке, на мой взгляд, заслуживает та и другая.
Я же сегодня хочу показать другую модель RO-Models. Это тоже Tatra, тоже самосвал, и она тоже сыграла немаловажную роль в жизни нашей страны. Машин этих, модели 148, было поставлено в СССР около 26,5 тыс. штук - почти в 3 раза больше, чем "Магирусов" для БАМа (кстати, работали они и на этой социалистической "стройке века"). Вот только ареал их обитания был ограничен в основном северными районами, в памяти тех, кому сейчас до 40 лет, они не отложились, да и на дорогах капотные "Татры" уже давно не встречаются.
Век этих самосвалов был недолог, эксплуатировали их сверхинтенсивно - практически всегда с перегрузом, часто в несколько смен (для снижения простоев), с разными водителями, что отнюдь не способствовало сохранности техники. А после выработки ресурса отправляли гнить под забор. Там с "трупа" день за днём исчезали пригодные в хозяйстве детали, а останки в конце концов оказывались на свалке металлолома или в плавильной печи.
Был и альтернативный вариант развития событий. Во многих АТП из списанных машин кустарно изготавливали самосвальные прицепы. Ведь на "Татрах" имелся и фаркоп, и соответствующие выводы, а прицепов к ним не поставлялось. Вот отечественные "рационализаторы" и повышали производительность вверенного им парка путём создания двух-, а то и трёхзвенных автопоездов. "Забывая", что двигатель тягача совсем не рассчитан на такую чрезмерную нагрузку.
Tatra 148 S3 с прицепом, переделанным из такого же списанного самосвала. Фото из журнала "Чехословацкое Мотор Ревю" 1/1977.
Как результат, до настоящего времени таких "Татр" в России дожило в лучшем случае несколько десятков, да и те в ушатанном состоянии. Музейщикам и реставраторам они неинтересны, хотя машина эта поистине легендарная, уж простите за избитую формулировку.
Что же из себя представляет Tatra 148? И технически, и внешне это развитие предыдущей модели 138, разработанной ещё в середине 50-х годов. А базовые конструктивные принципы, характерные для всех грузовиков марки, и того старше.
Основой всего, так сказать, стержнем, является хребтовая рама - прочная труба из рессорной стали, к которой крепятся остальные элементы (двигатель, коробка передач, подвеска, кабина). У этой трубы огромная жёсткость на кручение, что облегчает надрамник и установленную на нём надстройку, а также позволяет грузить машину с изрядным запасом.
Шасси Tatra 148. Фото из заводского проспекта.
Другой принципиальный момент: превосходная проходимость, которая достигается за счёт традиционного для "Татры" полного привода и использования мостов балансирного типа с качающимися полуосями. Последние обеспечивают колёсам завидную свободу перемещения в вертикальной плоскости, заодно придавая порожнему грузовику специфическую "косолапость".
Рекламное фото Tatra 148 S3, демонстрирующее огромные ходы подвески.
Наконец, двигатель. Это дизель V8 объёмом 12,7 л и мощностью 203 л.с. Для грузовика полной массой 26 тонн (а в реальности, с учётом перегруза, значительно больше) - не так уж много. Однако куда важнее высокий показатель крутящего момента - 810 Н-м, и доступность тяги в широком диапазоне оборотов. А главное - воздушное охлаждение! То есть минимум трудностей с запуском на морозе, что особенно актуально при хранении техники на улице, а не в отапливаемых помещениях.
Двигатель модели 2-928-1, устанавливавшийся на Tatra 148.
Вот на этих трёх факторах, как на трёх китах, и зиждилась популярность "Татры" в регионах с холодным климатом.
В СССР они трудились главным образом на разработке нефтяных месторождений Сибири - в Сургуте, Нижневартовске, Тюмени, Новом Уренгое, Лабытнанги. Немало машин работало в Ленинграде, кое-что перепало и южным областям - Туапсе и Кривому Рогу.
Tatra 148 S3 в Тюменской области.
Особую известность приобрела автобаза №5 в посёлке Берелёх Магаданской области, которая обслуживала Колымский тракт. Она ещё с 50-х годов была укомплектована в основном "Татрами", сперва 111, потом 138 и 148.
Tatra 148 S1 Берелёхской автобазы пересекают брод. Фото агентства "РИА Новости".
Наибольший объём поставок приходился на самосвалы моделей S1 (с кузовом ковшового типа и разгрузкой назад) и S3 (с трёхсторонней разгрузкой). Все автомобили красились в яркие, хорошо заметные на фоне снега цвета: S1 в оранжевый, S3 в синий, очень редко - в серый.
Также в малых количествах попадала к нам различная спецтехника на этом шасси - автокраны, экскаваторы, бетономешалки, топливозаправщики.
В общей сложности СССР импортировал почти четверть от всего объёма производства 148-й модели, который составил 113 647 шт. Первые машины были ввезены в 1972 году (1 351 шт.), и закупать их продолжали вплоть до окончания выпуска в 1982 году (4 305 шт.).
1977 год, XIX Международная машиностроительная ярмарка в Брно. 25-тысячная Tatra, поставленная в Советский Союз - синий самосвал 148 S3.
Водители любили "Татры" за надёжность и неприхотливость в эксплуатации. Управлять тяжёлым грузовиком было легко благодаря гидроусилителю. В холодную погоду комфортную температуру в кабине поддерживал мощный нефтяной отопитель, функционирующий независимо от двигателя. В последние годы выпуска на 148-е начали ставить водительское сиденье на пневмоподвеске - кто ездил, знает, какая это отличная штука!
Ремонтопригодность тоже была на высоте. Конструкция грузовика при всей оригинальности являлась довольно простой, и опытным механикам не составляло труда отыскать причину неисправности.
Для подготовки водителей и персонала сервиса организовывались учебные классы на базе АТП. Особо отличившихся посылали на "продвинутые" курсы, проходившие непосредственно на заводе в Копрживнице. На самых крупных предприятиях, где эксплуатировалось по несколько сотен "Татр", постоянно присутствовал представитель внешнеторгового объединения Motokov (аналог нашего "Автоэкспорта"), отвечавший за обучение, техническую поддержку и связь с заводом.
На складах автохозяйств поддерживался запас наиболее ходовых запчастей, а если какой-то позиции не было в наличии, её могли доставить самолётом в кратчайшие сроки. Более того, некоторые детали были взаимозаменяемы с советскими грузовиками, а какие-то вообще научились изготавливать на местах своими силами. Словом, дело было поставлено со всей серьёзностью!
Tatra 148 S1 в карьере по добыче железной руды в Кривом Роге. На заднем плане виден БелАЗ-540.
Tatra 148 неоднократно появлялась в отечественном кино, но, как правило, в эпизодических ролях. Пожалуй, наиболее известный фильм с её участием - совместная советско-чехословацкая картина "Трасса" 1979 года. Сюжет построен вокруг поездки специалистов завода Tatra в Сибирь с целью выявления слабых мест его продукции и разработки усовершенствованной модификации, которая бы наилучшим образом подходила для эксплуатации в условиях сурового климата (чехи называют её "Сибирка").
Прикол в том, что на момент выхода фильма к нам уже пару лет поставлялись серийные модели в северном исполнении, официально наречённые Arktik - с двойным остеклением кабины, утеплённым топливным баком, подогревом пола и стенок кузова выхлопными газами, деталями из особой морозостойкой резины и др.
Tatra 148 S1 Arktik. Фото из заводского проспекта.
Но вернёмся к фильму. Один из водителей-испытателей, заправский ловелас Карел (между прочим, здорово смахивающий на Брэда Питта!), сходу влюбляется в местного доктора Риту, но обнаруживает у себя на пути препятствие в лице её бывшего мужа Аркадия, сохранившего к своей экс самые нежные чувства. Соперничество двух альфа-самцов выливается в соцсоревнование: кто сделает больше ходок с породой из карьера до места отсыпки (предназначенного для сооружения новых нефтяных вышек). В борьбе неизменно одерживает верх Аркадий на КрАЗе, правда, как потом выясняется, благодаря тому, что знает короткий путь через старый зимник. В какой-то момент конкуренты встречаются нос к носу на узкой дорожке, где, после недолгого бодания бамперами, КрАЗ сталкивает "Татру" в кювет. Просто удивительно, как завод Tatra согласился оказывать содействие съёмкам фильма, где их машину то и дело демонстрируют с совершенно неприглядной стороны, да ещё тычут на её недостатки (к тому времени давно исправленные)!
Tatra 148 S1 главного героя и КрАЗ-256Б его соперника. Извиняюсь за отвратительное качество скриншотов, но в HD этот фильм не найти.
Концовка у картины довольно смазанная и, как бы это помягче выразиться, несуразная: Рита трагически погибает в аварии (её медицинская "буханка" срывается с откоса и взрывается так, будто начинена тротилом), а чехи вскоре улетают домой, причём Карел и Аркадий, связанные общим горем, расстаются как добрые друзья. Такая вот производственная драма по-советски.
Несмотря на то, что художественные достоинства фильма скорее сомнительны (ни игру актёров, ни работу оператора выдающимися не назовёшь), временами в диалогах проскакивает весьма откровенная для эпохи застоя правда жизни. Например, фраза одного из героев, недвусмысленно намекающая, что на север едут за деньгами, а не за романтикой. Недаром зрителю несколько раз демонстрируют толпу водил у конторки учётчика, торопящихся поскорее отчитаться о сделанных ходках...
Руководствуясь мало понятной логикой, режиссёр вставил в фильм короткий эпизод, в котором едущую по шоссе "Татру" как стоячую обходит Magirus (ещё один камушек в "огород" чешских машин, хотя кино, по идее, должно было сделать им промоушн). Я очень хотел повторить эту сценку в масштабе 1:43, благо оба самосвала у меня имеются. Но это оказалось не так просто, поскольку я не смог... отыскать модель "Татры". Дело в том, что представленные здесь фото были сделаны в марте прошлого года. После съёмки модель была упакована в коробку и убрана на антресоли, где её теперь фиг найдёшь.
Поэтому пришлось прибегнуть к небольшому ухищрению, склеив в графическом редакторе две картинки ))) Вышло так себе, учитывая, что глубина резкости, освещение и масштаб у снимков разные, за рулём никого нет, а колёса не крутятся, но уж как получилось...
Tatra 148 S1 от RO-Models, Magirus-Deutz 290D26K от BY.Volk.
Честно признаюсь, впервые я посмотрел "Трассу" буквально на днях, собирая информацию для этого поста. Но есть одна картина с участием Tatra 148, которая запомнилась мне с детства, так что я не могу не упомянуть о ней. Это редчайший для советского кинематографа фильм-катастрофа "Прорыв" 1986 года. Он повествует об аварии при сооружении тоннельного перегона в ленинградском метро, где бригада строителей сталкивается с прорывом подземных вод. В результате опасность нависает не только над забойщиками, но и над целыми районами города.
Фильм мега-атмосферный, картинка и музыкальное сопровождение сочетаются превосходно, создавая неповторимо мрачную, гнетущую ауру. Актёрский состав блистателен, а от оформленных под чёрно-белые "документальные съёмки" кадров (оседающее в пустоту здание, на полном ходу проваливающийся под землю троллейбус) у меня в своё время волосы вставали дыбом. Конечно, по нынешним временам спецэффекты оставляют желать лучшего, сюжету остро не хватает динамики, но всё равно, фильм крут!
И одна из самых запоминающихся сцен - проезд по пустынному ночному городу колонны "Татр", везущих бетонную смесь для ликвидации аварии. Если внимательно присмотреться к силуэтам проносящихся по мосту грузовиков, можно заметить, что большинство из них - 815-й модели. Но во главе колонны идут оранжевые самосвалы 148 S1, и в памяти остаются в первую очередь они. В общем, кто не видел - рекомендую!
Теперь расскажу немного о самой модели и её производителе. К моему величайшему сожалению, мастер попросил не упоминать его имя и место жительства, могу лишь сказать, что он находится не в России.
Все миниатюры мастера, а специализируется он прежде всего на чехословацких грузовиках Tatra и Skoda, сделаны из смолы. Их разработкой, отливкой деталей, сборкой и покраской он занимается сам.
Копия Tatra 148 появилась в 2007 году. С тех пор свет увидело множество вариантов: бортовой грузовик, седельные тягачи 6х6 и 4х4, пожарный автомобиль. Но самыми массовыми (если так можно сказать о штучном производстве) стали самосвалы S1 и S3.
Всё это время мастер не сидел сложа руки, и модель постоянно претерпевала изменения.
До 2010 года выпускалась ранняя версия 148 S1. Она отличалась 8-кубовым кузовом с продольным ребром, отсутствием заднего борта, двумя подъёмными гидроцилиндрами.
Источник:
http://www.scale143.com Затем коллекционерам был предложена поздняя модификация с 9-кубовым кузовом, с задним бортом и одним гидроцилиндром. Одновременно обновилась и облицовка (чуть не написал "радиатора") - в точности как на прототипе.
В 2011-м была доработана форма картера КПП, появились задние брызговики, шасси стало двухцветным.
Моя модель изготовлена в 2012 году и относится именно к этой серии. Любопытно, что её окраска имитирует довольно редко встречавшуюся в жизни схему: чёрная решётка, оранжевые колёсные диски. Обычно было наоборот, но, видимо, так пожелал заказчик (я приобрёл свой экземпляр с рук на интернет-аукционе).
Как и многие фанаты нашего хобби, я на полубессознательном уровне отдаю предпочтение моделям, сделанным из металла. Но считаю, что это не повод отказываться от качественных смоляных изделий. Эта Tatra как раз из таких. Единственное, к чему можно придраться - небольшой вес. Причём отсюда вовсе не следует хрупкость! Модель приятно повертеть в руках, покатать по столу, поиграться с кузовом, не опасаясь, что она развалится.
А ещё поражает ажурность некоторых элементов. Взгляните, например, на стойки кабины - не DiP ли утверждал, что при литье из смолы их нельзя сделать тонкими, мол, иначе не обеспечить нужную прочность? Как бы не так!
По виду модели снизу можно изучать устройство подвески и трансмиссии прототипа. Однажды мастер опубликовал на форуме снимок, на котором обозначил видимые элементы конструкции. Попробую и я повторить этот опыт (но больше так делать не буду, ибо замучался рисовать циферки и линии):
1. Передняя поперечная опора, на неё опираются концы передних раскосов и передняя часть двигателя.
2. Передний раскос к бамперу.
3. Полуось передней подвески.
4. Узел преобразования качания полуосей в скручивание торсиона, состоит из двух горизонтальных рычагов и вертикальной серьги.
5. Задняя опора двигателя, одновременно фиксирует передние концы торсионов.
6. Торсион.
7. Хребтовая рама.
8. Задняя опора кабины, фиксирует задние концы торсионов.
9. Коробка передач.
10. Надрамник, на котором крепится кузов и механизм его подъёма.
11. Муфта, закрывающая передачу момента от КПП к карданам внутри трубы.
12. Передняя опора надрамника.
13. Корпус редуктора.
14. Рессора.
15. Задняя опора надрамника.
Надо сказать, что у меня далеко не самый "навороченный" вариант модели. В 2013 году появилась такая приятная деталь, как габаритные "усики" на крыльях, в 2014-м - поднимающийся капот с проработанным двигателем.
Фото: Martin Klos
Таким образом, модель регулярно совершенствуется и не собирается сдавать позиции. Правда, выпуск модификации S1 был прекращён в начале прошлого года, не в последнюю очередь из-за трудоёмкости окраски в оранжевый цвет: модель приходилось покрывать краской в 8 слоёв (!), к тому же в домашних условиях это оборачивается последствиями для здоровья.
Ну, а что касается самого главного - похожести на оригинал, здесь миниатюре от RO-Models не было равных что 10 лет назад, что сейчас. Во всяком случае, творения
PCT и
Premium ClassiXXs, напоминающие скорее карикатуры на "Татру", она однозначно превосходит.