Привет!
Пишу, как и обещала. Сразу хочу заметить, что я написала очень много букв, можешь читать по диагонали)
Письмо это связано с нашим тренингом и последующим разговором, которые заставили меня о многом задуматься. Такая форма изложения связана с тем, что мне хотелось бы оставить в памяти некую рефлексию сегодняшних событий и структурировать их у себя в голове.
Много мыслей сегодня мне пришло на этот счет. Напомню, что остановились мы на твоей оценке ведения тренинга и, видимо, его подготовки себя и меня. Не хочу говорить о том, согласна я с ними или нет, но проясню несколько моментов, как я их понимаю.
В моем понимании оценка кого бы то ни было подразумевает сравнение человека либо с другими, либо с самим собой в какие-то другие моменты времени. И для того и для другого, мне представляется, нужны определенные, но одинаковые критерии. Согласна?
То есть если я оцениваю себя, например, по собственной активности, проявлению инициативы участниками тренинга, их обратной связи, обратной связи преподавателя и т. д. (критериев довольно много), то и своего партнера логично оценивать по тем же пунктам.
В своем монологе я позволю себе сказать о своей оценке собственной работы на семинаре. Я уже говорила, что я довольна собой. Если быть честной, то сейчас я уже совсем не чувствую той эйфории, которая была еще несколько часов назад. В данный момент я могу трезво смотреть на тренинг как на процесс, который далек от своего совершентсва (достижимо ли оно вообще?), который требует изменений как самого сценария, так и работы ведущих и т.д. и т.п. Хочу просто, чтобы было понятно, что своей реакцией сразу после занятия я не идеализировала то, что произошло на семинаре.
Мои ощущения и радостные чувства означали другое. Что именно? Об этом я и думала сегодня много. С чем было связано мое довольство? Если задуматься, у меня было много причин для него.
Во-первых, по опыту, мне всегда (очень часто) передается это приподнятое, вдохновляющее состояние внутреннего движения, про которое мы говорили сегодня на самопознании, причем независимо от того, являюсь ли я участником или ведущим (это я сейчас уже понимаю). В этом смысле группе меня легко заразить своим настроением. Мне легко работать на позитиве, а потом он просто остается как приятное послевкусие.
Во-вторых, я вышла из того аморфного состояния, которое было у меня предшествующие 2 дня, что облегчало всяческую мою затронутость и вовлеченность (их можно рассматривать как чувства, которые мне в обычном состоянии присущи).
В-третьих, рефлексируя, я понимаю, сколь важным лично для меня было уже что-то сделать. Я уже давно грежу о тренингах и преподавании, но никогда не решалась на них по разным причинам. В этот же раз, возможно засчет разделения ответственности, мне удалось себя собрать и не отступить в последний момент. Хочешь верь, хочешь не верь, но внутренне для меня дорогого стоит действовать, а не размышлять о действии. И эта радость действия бесценна.
Итого получается, что я радовалась не каким-то конкретным вещам из конкретного тренинга, а всему процессу в целом. Тому, что он состоялся, что мне удалось обменяться энергией с другими людьми, доставить им удовольствие, получить бесценный опыт. Это в свою очередь подняло мне самооценку и придало уверенности в своих силах, что и спровоцировало такое временное самодовольство, как я это сама обозвала)).
Хочу подчеркнуть, что все это сугубо мои переживания прошедшего и что здесь нет отсыла к самому процессу тренинга или к его подготовке. В этом смысле я никак не оцениваю тренинг, не считая субъективного "мне было хорошо, я довольна".
Хочу вернуться теперь к твоей реакции некоторого разочарования, критичности (как будто бы к себе) и даже недовольства неоправданностью ожиданий (по моему личному ощущению). Мне кажется, вспомнив свои похожие переживания, я стала лучше понимать тебя теперь.
В твоей реакции для меня проявляется понимание того, что можно было сделать больше и лучше и что лично ты сама могла бы внести бОльший вклад в совместную работу по подготовке и презентации тренинга. Для меня это прежде всего говорит о том, что тебе не все равно на то, что происходило и происходит. И что ты видишь и чувствуешь в себе силы вкладываться в дело больше, чем это, по твоим ощущениям, происходит сейчас.
Знаешь, тут стоит сделать ссылку на опасности такой совместной работы, о которых лично я мало задумывалась до. И первое, что приходит в голову, это конкуренция. Хотим мы того или нет, но засчет постоянного сравнения и оценки собственного вклада в процесс мы постоянно соревнуемся кто "выше, быстрее, сильнее". Это ни хорошо ни плохо, на мой вгляд, это нормально, такой естественный процесс. Другой вопрос, что мы будем с ним делать.
Тут я вижу две крайности, которые уж очень хочется избежать: 1. переоценка себя и собственного вклада и недооценка партнера и 2. наоборот, недооценка себя и переоценка партнера.
Думаю, понятно, кто из нас чем грешит)
Но тут-то нам на помощь приходит мнение со стороны: обратная связь от участников и Бабулиной. А по ней не все так однозначно, как мы могли бы себя убедить. И если сегодня Бабулина была очень довольна, но при этом присутствовала не с начала. То некоторые из участников дали информативную обратную связь ( и не только та, что поставила нам по 6).
Но сначала немного лирики.
Есть такая позиция в жизни, когда люди откидывают все позитивное, все "поглаживания", становятся, как им кажется реалистами, и воспринимают только критику, как то, единственное чему можно доверять. Все остальное воспринимается ими как некоторое снисхождение по отношению к ним, даже иногда лукавство и поверхностность. Вот критики смотрят вглубь и говорят по делу, им не все равно, они хотят сделать мир\ меня\ что-то еще лучше. Остальные же предпочитают не напрягаться, высказывая свое мнение, поэтому и говорят что-то социально желательное или просто не хотят обидеть человека, который запрашивает оценку. Особенно ярко это проявляется, когда человек сам видит массу недостатков в оцениваемом предмете.
Все это понятно и имеет право на существование.
Но давай представим себе ситуацию, когда человеку искренне что-то понравилось, такая его первая спонтанная реакция. И он выражает свое мнение доброжелательно и восхищенно, просто потому, что для него это ново, интересно, хорошо и т.д.
К чему я все это? К тому, что сегодня в группе, как впрочем и всегда в любых группах, были люди и того и другого типа. Каких-то больше, каких-то меньше. Но каждый из них высказался так, как смог и захотел.
Тем не менее в обратной связи мы наблюдаем определенные различия в мнениях и оценках. Всем не угодить. Это я и так знала. Но что высветилось для меня наиболее ярко, так это то, что не было единства в мнении кто из нас "лучше" (если огрублять). Разным людям симпатичен разный характер ведения тренинга. Кто-то менее избирателен в этом вопросе. Но те, кто избирателен, и решились на сравнение, пусть их и немного, показали что и твой и мой стиль ведения тренинга могут быть востребованы.
Тут мне вспомнилась давно забытая мысль о том, что у каждого тренера, действительно у каждого, свой особенный характерный для него стиль ведения группы. Причем над ним можно и иногда нужно работать.
И в этом смысле есть определенные черты, которых, на мой взгляд, по опыту наблюдения за другими тренерами мне не хватает.
Буду делать акцент на том, что есть у тебя и чему при этом могу научиться я.
Прежде всего это некоторая эмоциональная дистанция.
Тренер (и я убеждена в этом) не должен идти на поводу у группы, но должен сам контролировать процесс в том числе и на эмоциональном уровне. И для того, чтобы не быть вовлеченным участниками, он должен немного эмоционально от них дистанцироваться.
Отсюда вытекает второй момент. Тренер не должен становиться участником, чем я часто грешу. То есть тут акцент на руководство процессом не изнутри, а снаружи.
Третье, что я скрываю (часто удачно), но чего мне не хватает это предоставление максимально качественного продукта. То, за что очень радеешь ты, как мне показалось.
Есть еще всякие штуки, которые я очень надеюсь распознать на школе тренеров.
В завершении (да-да, я заканчиваю!))) я хочу скачать, что парная работа очень сложная штука, ведь всегда есть элемент конкуренции (тем более мы одного пола), сравнения и оценки со стороны участников и др., что уж точно не облегчает работу. С другой стороны, это отличная возможность научиться многому: быть гибким, уступать, слушать других, молчать и говорить, когда надо, обмениваться опытом и идеями, учиться друг у друга, перенимать что-то.
Знаю, что мне не удаются некоторые из этих пунктов. Наверняка, они доставляют тебе дискомфорт (осознаваемый или нет).
Но суть в том, как мы можем помочь друг другу становиться лучше, совершенствоваться, продвигаться в собственной работе над собой. И здесь важно не только указывать на сильные стороны, но и на слабые, плохо проработанные. Тогда будет действительное развитие и движение вперед.
Я хочу сказать тебе огромное спасибо за то, что ты осилила этот текст))) за то, что была (и будешь еще) рядом со мной в моменты вдохновения и полной потери желания творить, за то, что разделила со мной радости и "горести" совместной работы, за то, что я всегда знала и знаю, что на тебя можно положиться.
Спасибо!
Искренне
Ира