Эра пошлости, или Диктатура искусителя

Jun 09, 2011 11:23

Классицисты, к примеру, считали готику «пошлой», а романтики, воспевая готику, считали «пошлыми» классицистов. «Сталинский соц-арт» уже сейчас выходит из постсоветской «фазы пошлости» и начинает восприниматься как «большой стиль». Эйфелева башня, некогда апофеоз и квинтэссенция пошлости (Мопассан, как известно, видеть ее не мог и именно, чтобы не видеть, обедал в ресторане на самой Эйфелевой башне), теперь воспринимается как шедевр архитектуры.

Сатирик-юморист, выступая посредником между «смешным», смехом как таковым, и потребителем, хочет насмешить, т. е. создает бренд смешного. И здесь один шаг до пошлости: он начинает старательно воспроизводить «модели смешного»: каламбуры, гротески. И получается «Аншлаг», чем-то похожий на ад у Данте: там, в дантовском аду, как известно, есть все атрибуты смеха, вся смеховая поэтика, но ад не только не смешон, он по-настоящему страшен, т. е. демонически пошл. Старательно острящие сатирики - те же грешники, корчащиеся на адских сковородках. Если и существует реальный ад, то он - царство пошлости.

Владимир Елистратов, http://magazines.russ.ru/october/2011/5/el11.html

цитата

Previous post Next post
Up