Есть три способа заверстать подписи к частям иллюстрации. Нельзя сказать, что какой-то из них лучше или хуже, у каждого свои особенности.
1. Отдельно от изображения
Картинка сама по себе, текст сам по себе. Связкой между ними служат цифры, буквы или другие условные обозначения.
Плюс: легко верстать. Текст в отдельном блоке, не нужно придумывать, как пристроить его к иллюстрации - залил, и всё. Если вы делаете по сто таких макетов в день, это хорошее шаблонное решение. Маленькие цифры легко находят место рядом с любыми элементами. На странице снизу цифра 8 уместилась между ребрами, 9 - между позвонками, 10 - в запирательном отверстии.
Минус: сложно читать. Цифры ничего не значат без подписей. Чтобы найти соответствие, нужно бегать глазами от картинки к тексту и обратно. Часто блок подписей ставят далеко от изображения, иногда даже на другую страницу или другой разворот, - это неудобно вдвойне.
«
Мой доктор. Практический справочник медицины и гигиены», Франция, 1907
2. Вместе с изображением
Подписи стоят рядом с деталями иллюстрации, к которым относятся. Связкой служат выносные линии. Если подписи не мешают картинке и друг другу, можно обойтись и без линий.
Плюс: легко читать.
Теория близости делает свое дело, зритель быстро находит соответствие.
Минус: сложно верстать. Существует целая наука о том, как аккуратно и равномерно разместить подписи и линии. Вот выжимка из статьи «Выноска-линия» в «Словаре-справочнике иллюстратора научно-технической книги»:
Выносная линия не должна:
- быть слишком длинной;
- пересекать линии изображения (если это невозможно, то должна пересекать как можно меньшее их число);
- пересекать другие выносные линии;
- быть параллельной линиям штриховки;
- начинаться и заканчиваться стрелкой;
- пропадать на инвертированном фоне (часть линии, проходящая по черному фону, должна быть белой).
Допускается:
- проводить общую линию для группы деталей;
- делать линию ломанной, но не более чем с одним изломом;
- короткую линию делать пологоволнистой (~), а длинную - слегка изогнутой;
- заканчивать конец линии, указывающий на деталь, небольшой точкой.
Учебник «Кости» Герберта Зима, США, 1969
3. Вместо изображения
Текст и иллюстрация становятся одним целым, посредники им не нужны. Подходит для случаев, когда красота важнее точности.
Плюс: наглядно, эффектно, инфографично.
Минус: верстать рисовать такие макеты чертовски сложно, а результат не всегда будет удобен для чтения.
Типограмма Аарона Кюна См. также:
Верстка по форме