Перечитывал «Точку и линию на плоскости» Кандинского и нашел интересный отрывок про напряжение. Очень близко к идеям
Арнхейма и к тому, о чем я рассказывал в докладе «
Теория графического напряжения».
В отношениях формы и границ ОП [основной плоскости] особую и чрезвычайно важную роль играет удаленность формы от границ. Простая прямая неизменной длины может располагаться на ОП двумя различными способами.
В первом случае она лежит свободно. Ее близость к границе сообщает ей безусловно усиленное напряжение вправо вверх, чем ослабляется напряжение ее нижнего конца.
Во втором случае она сталкивается с границей и тут же теряет свое напряжение по направлению вверх, причем стремление вниз увеличивается, выражая нечто болезненное, почти отчаянное. (Это усиленное напряжение и склеенность с верхней границей дают линии во втором случае более долгое существование, чем в первом.)
Другими словами, с приближением к границе ОП форма приобретает все большее напряжение, которое внезапно исчезает в момент соприкосновения с границей. И чем дальше лежит форма от границы ОП, тем слабее напряжение формы по направлению к границе, или: формы, лежащие близко к границе ОП, повышают «драматическое» звучание конструкции, и напротив - лежащие далеко от границы, сосредоточенные в центре формы сообщают конструкции «лирическое» звучание.
Вообще напряжение - одно из ключевых понятий визуальной системы Кандинского. Правда, объясняет он его очень «гуманитарно».
В действительности же не внешняя форма материализует содержание живописного произведения, а живущие в этих формах силы - напряжения. Если эти напряжения внезапно чудесным образом исчезли бы или умерли, тут же умерло бы и живое произведение. А с другой стороны, произведением становилось бы любое случайное соединение отдельных форм. Содержание произведения находит свое выражение в композиции, то есть во внутренне организованной сумме необходимых в данном случае напряжений.