Группа «Сплин». Альбомы «Сигнал из космоса» (2009) и «Обман зрения» (2012)

Mar 16, 2013 17:41



Нет, наверно, ни одной песни «Сплина», которая бы мне нравилась безоговорочно. Всё из-за того, что лидеру и автору всех песен группы Александру Васильеву редко удаются внятные, внутренне непротиворечивые, цельные тексты. Взять последние два альбома… Откровенно говоря, многие песни производят просто жалкое впечатление. Удивительно, но Васильев, например, нисколько не стесняется включать в официальные альбомы совершенно сырые, куцые песенки-заготовки, в которых затронутая тема тут же обрывается, никак не развиваясь. По-хорошему, над такими песнями ещё работать и работать, доводить их до ума и более-менее завершённого вида, но Васильев по такому поводу не заморачивается, оставляя эти черновые наброски как есть. Типичные представители - песни «3007», «Ковчег» (почему, кстати, дождь продолжается «снизу вверх»?), «В мире иллюзий» (хоть бы одну иллюзию назвал). Я уж не говорю о «Настройке звука» и о «Всё так странно» из альбома «Сигнал из космоса» - надо полагать, это просто музыкальное вступление к альбому и музыкальная пауза.
Ну и, конечно, тут как тут в последних альбомах ещё одна характерная особенность «сплиновского» творчества - затуманенность или просто непонятность смысла того, о чём поётся. Я лично так и «не докопался до глубин» авторского послания в песнях «Дыши легко», «Вниз головой», «Увертюра», «Лестница», «Фибоначчи». Окончательно «добила» песенка с приятной музыкой припева «Дочь самурая». О чём она? Какой-то самолёт, какая-то японка, которой зачем-то нужно взять себя в руки, какой-то истеричный смех… Набор мало о чём говорящих слов и немых намёков. Оказывается, как я случайно узнал на одном неофициальном сайте «Сплина», песня посвящена «японской девочке Садако Сасаки, умершей от лучевой болезни после взрыва ядерной бомбы в Хиросиме». Вот как... Но разве изначально по словам песни о чём-то таком можно догадаться? Нет, в принципе, наверно, это возможно, не буду категорично отрицать. Но есть подозрение, что просветлённых людей, способных на это, не так уж много. Мне же кажется, песня ничего не потеряет, если заменить «возьми себя в руки, дочь самурая, возьми себя в руки. От края до края становятся тихими звуки» на, скажем, «не падайте духом, поручик Голицын, не падайте духом. Не только в столице есть шансы напиться, по слухам». А что… Рифма есть? Есть. На музыку ложится? Ложится. Для большинства песен Васильева этого достаточно.
Помимо проблем с ясностью изложения и ясным выражением авторских мыслей, взглядов, в песнях то и дело натыкаешься на другие «грешки»: случайность, необоснованность развития сюжета («Без тормозов»: почему грузовик погнал-то вдруг?), рифмы ради рифмы, без видимой смысловой нагрузки («3007»: «из угла ползла игла»; «Человек не спал»: «не видит света» - «скоро лето»; «Зеленая песня»: «меня давно зовут, прохожие поют»), противоречия («Без тормозов»: «двигатель сдох совсем» - «он разогнался до трёхсот»; «Чёрная волга»: «Пейзаж был убогий: … а то вдруг красные маки везде вдоль дороги»; «Солнце взойдет»: «камень спит и ждёт»), тавтология и лишние слова («Чердак»: «в синем небе голубом»; «Чудак»: «и падают слезы из глаз»), пустяковость развязки («Чердак»), недостаточное раскрытие темы («До встречи!») и др.
Однако иногда на Васильева таки что-то находит и получаются достойные тексты, а с ними - достойные песни. Считаю, что такой можно назвать песню «Камень». Понравилась также, хоть и с небольшими оговорками, «Выпусти меня отсюда». Есть ещё неплохие места в других песнях, но всё это, увы - лишь капли в море, а в целом, конечно, альбомы эти произвели неважнецкое впечатление.

музыка

Previous post Next post
Up