люби ближнего твоего, как самого себя
Вайикра (Левит) 19, 18 Сказал раби Акива: "Это великий общий принцип в Торе". (Раши)
Как рабби из Сасова научился любить людей.
Рабби Моше Лейб рассказал такую историю: "Любить людей я научился у крестьянина. Он сидел в корчме вместе с другими крестьянами и пил. Долго он сидел молча, как и все за столом, но когда вино оказало на него своё воздействие, он спросил своего соседа: "Скажи, ты меня любишь? Или ты меня не любишь?" Тот ответил: "Я тебя очень люблю". На что первый крестьянин возразил:"Ты говоришь, что любишь меня, но ведь ты не знаешь, что мне надо. Если бы ты любил меня по-настоящему, то знал бы, чего мне надо". Его собеседник не нашёлся с ответом, и первый крестьянин снова погрузился в молчание.
А я его понял. Знать, что надо людям, и брать на себя бремя иx скорбей - это и значит по-настоящему любить людей".
А прежде, чем приступить к глубокому изучению предмета, нам надлежит рассмотреть саму эту заповедь, ибо заповедано нам: “И возлюби ближнего своего, как самого себя”, причем выражение “как самого себя” говорит нам, что ты должен возлюбить своего ближнего в той же мере, в какой ты любишь самого себя, и ни в коем случае не меньше. Это значит, что ты обязан всегда следить за удовлетворением потребностей каждого без исключения человека из всего народа израильского по меньшей мере так же тщательно, как ты всегда следишь за удовлетворением собственных нужд, что совершенно за пределами возможного, ибо немногие смогут в течение своего рабочего дня в достаточной мере удовлетворить свои потребности; а как ты возложишь на него [обязанность] работать и утолять желания всего народа? И совершенно невозможно помыслить, что Тора преувеличивает, ибо по этому поводу предостерегает нас Тора: “[Все, что Я заповедую вам, строго исполняйте;] не прибавляй [к этому ничего и] и не убавляй [от этого]” [
Дварим (Второзаконие), 13:1], указывая тебе, что слова и законы сформулированы со строжайшей точностью.
Рабби Йегуда Ашлаг. Дарование Торы. пункт 3 Пришел язычник к Хилелю и сказал: "Сделай мне гиюр, так чтобы ты научил меня всей Торе, пока я стою на одной ноге". Хиллель ответил: "То, что ненависто тебе, не делай твоему ближнему. В этом вся Тора, а всё остальное комментарии к этому, иди и учи".
Вавилонский Талмуд. Трактат Шаббат 31а Раши объясняет: "Лишь изучая всю остальную Тору, мы можем узнать, что же действительно нам ненавистно ".
Почему Хилель решил сказать этому прозелиту об запретительной части [заповеди] «И возлюби ближнего своего как самого себя», то есть не делай другому то, что ненавистно тебе, и почему он не сказал ему прямо о положительном аспекте? На это нужно сказать, что отрицательная сторона понятней и ясней человеческому разуму. Ибо каждый человек способен понять, что то, что ненавистно ему, нельзя причинять другому. Но гораздо труднее понять, что нужно совершать активные действия, чтобы делать ради другого то, что я делаю ради самого себя. А поскольку это сказано о прозелите, желающем принять религию Израиля, то [Хилель] пошел с ним по легкому пути.
Рав Авраам Мордехай Готлиб комментарий на Дарование Торы. пункт 2 Человек уже от природы готов отвергнуть все зло, что в нем, и искоренить его, и это качество заложено в равной степени в каждом творении до единого, а все отличие между двумя творениями состоит исключительно в осознании зла, поскольку более развитое творение осознает в себе больше зла и так или иначе различает и исторгает зло из себя в большей мере, а неразвитое [творение] следовательно ощущает в себе меньшее количество зла, а поэтому не исторгает зло из себя, разве что в небольшой мере, и из-за этого овладевает им нечистота, так как оно совершенно неспособно осознать эту нечистоту.
Рабби Йегуда Ашлаг. Сущность религии и ее цель Что постигает человек из Торы с помощью Света, заключенного в ней? Ответил: человек не хочет причинять себе зла. И это закон. Мало того, пока человек не ощущает, что желание получить - это зло, как он сможет избавиться от него? Поэтому с помощью Торы можно увидеть, что это зло. А без Торы мы не можем этого увидеть.
Барух Ашлаг. Ор Шалом к Введение в мудрость Каббалы, пункт 2