Про "Полночь в Париже" я писать не буду, идите и смотрите сами. Там одна Рэйчел МакАдамс чего стоит, более типичной богатенькой американочки с "правильной" сумкой и перекроенным в молодости носиком я не видела даже среди типичных богатеньких американочек с "правильными" сумками и перекроенными в молодости носиками (совершенно одинаковыми, кстати, сделанными у одного хирурга), с которыми мне приходится общаться по долгу службы (с американочками, не с носиками, а впрочем, вы поняли). В этом кино даже Париж выглядит заманчиво. Хотя сама я окончательно для себя решила, что не люблю Париж.
Я вообще-то не об этом, а вот о чем. Главный персонаж Вуди Аллена - типичный Вуди Аллен, которого играет Оуэн Уилсон. Так вот, Оуэн Уилсон - голливудский сценарист, мечтающий написать большой-большой роман огромного литературного значения. Для этого ему, разумеется, надо бросить непыльную и вполне себе денежную работу в Голливуде, переселиться в парижскую мансарду и жить в ней на одном вине и сигаретах, ища вдохновения в голоде и парижских улицах. Несмотря на то, что в фильме Уилсон, кажется, не курит, закурить ему все-таки придется, потому что в парижской мансарде без сигарет никак, любой уважающий себя писатель большого литературного значения должен курить по две пачки в день. Издержки, так сказать, производства.
Так вот, Уилсон собирается закурить и переселиться в мансарду, а богатенькой американочке с «правильной» сумкой - по совместительству его невесте - эта идея совершенно не нравится. И я ее очень хорошо понимаю. У нее спокойная, налаженная жизнь с фитнесом, пятизвездочными отелями\ресторанами и «культурой», и вообще она антикварную мебель выбирает в новую квартиру, в которую они переедут сразу после свадьбы... А тут, понимаешь, литературные потуги суженого, и угрожающе глядящие со всех сторон Парижа окна богемных мансард! Она-то жить на сигаретах не собиралась совершенно.
И вот тут мы имеем извечный конфликт - конфликт между непрошибаемым романтизмом и безнадежным материализмом. И договориться друг с другом они никак не могут, по крайней мере, в этой комбинации. Ведь если бы жить на сигаретах в мансарде мечтала она, а он был бы озабочен только тем, чтобы зашибать деньгу, никто бы особо не возражал. «Очаровательная пара, - говорили бы голливудские знакомые, - он пробивной, упорный, настоящий мужик в общем, а жена у него этакая милая эксцентричная особа, настоящий романтик». Правда, красиво? А теперь перевернем уравнение: «Она - пробивная, упорная, танк, а не женщина, а он - милый, эксцентричный человек и т.д.». Читай, она - бой-баба, от которой любому вменяемому мужику лучше бы держаться подальше, а он - абсолютный лузер, мечтающий о журавлях в небе, которого только то и спасает, что бой-баба взяла его под свое крыло. Странный феномен, правда? Поменялись-то только рода и окончания.
У этого конфликта есть еще одна интересная особенность. Почему-то считается, что мужчин-романтиков нужно обязательно менять «в лучшую сторону». Знаете замечательное выражение «она сделала из него человека»? Вот был Вася этакий простофиля, работал, скажем, журналистом-фрилансером, мечтающим написать роман огромного литературного значения, а Маша все пилила и пилила его, посмотри мол, Вася, какой Ваня замечательный, в бизнес-школу поступил, МВА закончил, работает теперь, понимаешь, в банке, не то что ты, Вася, все-то самой тебя кормить приходится, самой за тебя думать... И Вася в какой-то момент сдается, тяжело вздохнув засовывает недописанный роман в самую дальнюю папку ноутбука, пишет парочку эссе на тему «Как я собираюсь изменить ход мировой истории и повернуь вспять мировую экономику», поступает в бизнес-школу, заканчивает пресловутый МВА, а потом трудится в банке, как Ваня. Маша счастлива, подруги завидуют, машина мама гордо рассказывает знакомым, как ее умница-дочь превратила неуклюжего медведя в лощеного банкира. Хорошо всем, кроме Васи. У него-то в дальнем углу ноутбука роман недописанный лежит.
Романтик всю жизнь будет мечтать о том, как миллионы будут рыдать над его писаниной огромного литературного значения. Или о том, как он залезет на самую высокую и никому не нужную гору, потратив на это кучу сил и времени и не заработав на этом ни копейки. Или еще о чем-нибудь подобном. При этом он может честно ходить в офис и зарабатывать деньги, потому что это надо Маше. И это, господа, жестоко. Мне всегда было жалко таких мужчин. Еще более жалко мне женщин, которые любой ценой стараются из таких вот типов делать банкиров. Ведь если подумать, на каждую Машу есть уже готовый выпускник МВА, благо бизнес-школы штампуют их по 300 штук в год каждая... Вот почему не отпустить Васю на все четыре стороны писать свои романы и укуриваться до потери сознания, если это то, что он считает своим призванием? Любовь тут ни при чем. Меня тоже когда-то так любили. Был у меня в далекой молодости бойфренд, с которым я прожила аж пять лет. Так вот, он страшно любил мой «потенциал». «У тебя такой потенциал, - говаривал он, бывало, - ты такая талантливая, могла бы так хорошо делать вот то и вот это, и вообще могла бы быть такой замечательной, если бы только поменяла прическу, одежду, походку, выбросила из головы все, что у тебя там есть, и заменила бы этот хлам на мои представления о мире...» Я очень хорошо знаю, каково это, когда тебя любят за «потенциал». Будь я тогда постарше, наверно уехала бы ему на зло в Париж и поселилась бы в мансарде. Может, даже закурила бы. А так, через пять лет криков и ссор, я просто ушла в лучшую жизнь, где уже никому не позволяла «делать из меня человека». И того же желаю всем Васям. Маша себе банкира найдет, ну не банкира - так какого-нибудь business\marketing consultant, или программиста, на худой конец... Их правда намного больше, чем кажется, а честных мечтателей Вась можно оставить Катям, которые любят мансарды и сами не прочь курить по две пачки в день. И наступит вселенская справедливость.
К чему это я все... А, ну да, кино как раз об этом. Я главному герою искренне сочувствовала. Хотя сама я, если уж совсем руку на сердце, все-таки намного ближе по духу к американочке с «правильной» сумкой, чем к Кате из мансарды.