Не знаю, чего я ждала от романа после впечатления от короткого рассказа Шишкина «Пальто с хлястиком» - но только не дождалась почти ничего. Для меня эта книга слишком мутная. Неструктурированный поток мыслей на тридцати страницах без единого абзаца - для кого-то изощренное удовольствие, для меня издевательство. Так цыганка подходит к вам, берет за локоть и начинает быстро-быстро говорить что-то полупонятное, вы пытаетесь вслушаться и понять ее и впадаете в транс; но цыганский гипноз действует не на всех. Потом вдруг куски действительно хорошей прозы, сюжеты без начала и конца, перетекающие один в другой - невозможно даже сказать, сколько в книге персонажей: только-только Александр находит свое нелегкое мужское счастье, как его посылают в провинцию брать интервью у героя, и не Александр он уже, а Михаил. Потом снова мутные потоки. Единственная внятная мысль, которую можно вынести из книги, та, что главное в жизни, что придает ей смысл, - наши дети. Причем дети не как связующая нить поколений, десант в будущее - нет, это всегда маленькие беспомощные создания, нуждающиеся в нашей заботе. Домашних животных персонажи не держат, хотя в эту картину вписались бы и они.
Сам автор пишет на обороте, что это роман «о преодолении, приятии жизни, такой же обсосанной и заплеванной, как любой подвиг». Это какой-то чуждый мне подход к жизни. Можно искать красоту в затейливых узорах комьев грязи - а можно взять метлу и навести чистоту. Можно принять и полюбить жизнь такой, какой она тебе предлагается, найти в ней глубокий смысл (и «великую сермяжную правду» - Васисуалий Лоханкин вспомнился очень кстати) - а можно искать то, что действительно достойно любви. Сам автор, впрочем, в грязи жить не хочет (книга написана в Цюрихе), - «но невозможно стащить с головы ушанку-невидимку». И нам предлагает примерить этот немодный головной убор - но спасибо, носите его сами.
Книга:
Взятие Измаила Мой профиль на
Имхонет