"Покорность" Мишеля Уэльбека

Jan 18, 2016 00:21

     С сожалением могу констатировать, что эта столь актуальная книга, всего-то год назад вышедшая на фрацузском языке и пару месяцев назад - на русском, уже успела устареть.
     Наверное, когда автор задумал роман о том, как в европейской стране к власти приходят мусульмане, и жители этой страны покорно принимают происходящее, это предположение было таким немыслимо дерзким, что всерьез размышлять - а что потом-то - было ни к чему, достаточным казалось заявить тему? Сегодня таким предположением уже никого не удивить, от книги хочется большего, а большего-то и нет.
     Главный герой книги, Франсуа, профессор из Сорбонны, - интеллектуал, но не интеллигент. Слово "интеллигент" здесь я употребляю в традиционном для русских смысле - то есть человек высокой умственной и этической культуры, озабоченный судьбами отечества и человечества, носитель общественной совести, способный к нравственному сопереживанию "униженным и оскорбленным". Интеллектуал же - всего лишь человек умственного труда.
     У Франсуа есть один любимый писатель, изучению творчества и биографии которого он посвящает все свое свободное время, а больше ничего из французской культуры его не занимает, за исключением разве что хорошего вина. Как профессор, он имеет возможность знакомиться со студентками для ни к чему не обязывающих отношений, каждый год меняя подружек. Уверен, что в 44 года он еще слишком молод для того, чтобы жениться. Правда, порой ему совершенно не хочется жить, но это, конечно, еще не повод что-то в жизни менять.
     Он так и живет в своем закапсулированном мире, когда страна вокруг него стремительно меняется - и вот уже на улицах не видны женские коленки, и любовница-еврейка спешно уезжает в Израиль, а новую взять негде... а впрочем, тут возможны варианты. Всё оказывается не так уж и плохо - университетские профессора получают солидную пенсию за счет катарцев или саудов, так что хватит и на проституток, а если предложат работу, денег будет еще больше, и можно будет взять мусульманскую жену или даже нескольких (как у коллеги: юная - для утех, постарше - пирожки печь). Тем более что и вино не запретят - так почему бы и нет?
     И пока герой фантазирует о том, как примет ислам (правда, не вспоминая о процедуре обрезания и о том, что восточные жены на самом деле отнюдь не смирные служанки), я думаю - а куда исчезли все француженки? Вышли замуж и сидят по домам? А если немолодые и готовить не умеют? А как сложится жизнь у других слоев общества? А неизвестно. Автор ничего этого не придумал, и полноценной антиутопии не получилось.
    Так что главный вывод, который можно извлечь из романа: когда над Францией опустится зеленая ночь, те, кто должны хранить и воспроизводить французскую культуру, будут сладко спать.

политика, книги

Previous post Next post
Up