Вообще-то сегодня я собирался рассказывать о других вещах, но Dragon Age 2 (внезапно!) стал доступен массам. Общение с ним оставило меня в состоянии “не могу молчать”, и теперь вам предстоит узнать, почему.
Dragon Age Origins, появившийся 2 года назад, вызвал у рецензентов и комментаторов массу противоречивых эмоций и стал причиной срача ожесточенной дискуссии, так как элементы, вызывающие отвращение, удивительно соседствовали в нём с находками, достойными восхищения. Лично я, например, готов простить ему практически все недочеты за совершенно дивную партию, возможность последовательно отстаивать свою позицию в диалогах и (в большинстве) великолепные тексты. Однако было очевидно, что, появись вторая такая же игра, заработать лестные отзывы ей будет гораздо сложнее.
Первым тревожным симптомом были обещания BioWare использовать в новой игре весьма спорное диалоговое колесо. Вторым грозным знамением явились “заранее доступные” аддоны еще не вышедшей РПГ. А после адской демо-версии осталось только закатить глаза. Но надеяться на лучшее по-прежнему хочется, а убедиться во всем самостоятельно просто необходимо, поэтому, естественно, Dragon Age 2 был добыт, установлен и запущен.
Чесслово, лучше бы не был. Авторы сотворили со своим продуктом то, что, по слухам, делают с курами коварные продавцы в магазинах. А именно - отмыли отбеливателем и накачали крахмальным раствором для придания товарного вида и внушительного объема. Правда, на языке разработчиков все это называется не так, как вы могли подумать, а другим емким словом.
Streamline, глагол - (1) рационализировать; (2) модернизировать; (3) упрощать; (4) придавать обтекаемую форму. К сожалению, первое и второе значение этого слова у идеологов Bioware, видимо, не в ходу. Зато третье и четвертое знакомы им в полной мере.
Кому нужны персонажи с непростыми нравами, интересными судьбами и собственными взглядами на мировые проблемы? Правильно, никому. Под нож их. Сбором ингредиентов, созданием ядов и прочим крафтингом тоже никто не занимается, выкинем его из скиллов и переделаем в “удобный” магазин! У вора отнимем возможность воровать: незачем. Чтобы никто не заметил, добавим тупейших почтовых квестов. Нет-нет, не надо ничего искать и ни с кем говорить. Просто дойти с предметом из пункта А в пункт Б. Иначе кто-нибудь обязательно заблудится в нашем Большом Городе. И не важно, что бродить по нему придется 80% игрового времени.
Редкие вылазки на природу (в поля, пещеры, склепы и пр.) все до одной созданы согласно популярному туториалу “Делаем ваш первый AD&D-модуль”. Вот NPC с одной строчкой текста, вот вход, вот ловушка, вот монстры, вот лут, вот выход. Небогатые тактические возможности оригинала отсохли и отвалились сами вместе с изометрической камерой. Действительно, какая тут тактика, если любая мелкая стычка с врагами превращается в мясорубку, нагло растянутую неприкрытым респавном оппонентов прямо перед глазами героев.
Колесо с вариантами ответов, приносящее в известной космической опере забавные (и порой зрелищные) результаты, не просто испортило диалоги Dragon Age 2. Оно их убило. Забудьте про Origins с множеством оттенков реплик и их тонкой мотивацией. Черт, забудьте даже про массэффектовское хороший, плохой, злой. “Да”, “нет”, “пошутить” и “расскажи больше” - вот и все что завезли в этот раз.
А как же возможность импорта сохранений и обещанные 10 лет истории города? Может быть, хотя бы тут игроков ждет нежданный восторг? Дудки! Влияние судьбоносных выборов, сделанных в первой части, ограничивается парой разговоров в таверне да упоминанием подаренного котенка знакомым магом. О декаде, проведенной в стенах Киркволла, не хочется даже начинать говорить. Студия из страны красного кленового листа - не первая, кто пытается демонстрировать нам одни и те же локации и тех же самых персонажей на протяжении продолжительного промежутка времени, но ни у кого еще эта попытка не выглядела настолько неестественно и безжизненно.
Халтура, жвачка, copy/paste. Именно этими словами можно полностью охарактеризовать новую главу эпической ролевой саги. Streamline my ass, BioWare.
Отдельное спасибо
teabushmanmike , которому пришлось этот поток оскорбленного сознания выдержать несколько раз.