Я уже собиралась писать пост о политике тэгов в сообществе, но тут совершенно неожиданно оказалось, что моя любимая панк-дива P.J. Harvey выпустила новый альбом под названием "Let England Shake".
Признаюсь, я не слишком внимательно следила за творчеством P.J. Harvey, и как "альбом" опозновала только мой любимый "Stories From The City, Stories From The Sea". Его я готова слушать по кругу месяцы напролет. Из всей её немаленькой дискографии он, наверное, самый мелодичный, спокойный (если это вообще применимо к P.J. Harvey). Вокруг него выстраивается цельная "картина мира", мира свободного, огромного, холодного и жестокого. Находиться в этом мире не страшно, но чёткое ощущение отсутствия "небесной опеки" над его обитателями, при постоянном молчаливом присутствии бесстрастного рока делает единственно возможной формой существования жизнь на последнем вздохе. Это, конечно, протест, но протест против "внутреннего", а не "внешнего" порядка, и потому, мне кажется, не такой навязчивый в плане формального своего выражения.
The land returns to how it has always been.
The scent of Thyme carried on the wind.
Jagged mountains, jutting out,
cracked like teeth in a rotten mouth.
On Battleship Hill I hear the wind,
Say "Cruel nature has won again."
("On Battleship Hill")
И новый альбом видится мне, как своеобразное продолжение "Stories From The City, Stories From The Sea", с тем различием, что протест здесь всё-таки выходит наружу, но после медитативного самосозерцания, форма в которую он облекается, лирическая, а не истерическая. "Let England Shake" - альбом с совершенно открытым антивоенным пафосом. Но описывает он не разгар военных операций, а "оглушительную тишину" и пустоту, которые воцаряются на оставленном живыми поле боя. Постапокалиптическая картина мёртвых пустошей воссоздается сразу на нескольких треках: Hanging In The Wire, The Last Living Rose, All And Everyone. Кроме того, есть песня о памяти погибшего на фронте друга (The Colour Of The Earth), о прощании с уходящими на фронт солдатами (Bitter Branches). Вторая ключевая для альбома тема - это Англия, что в соединении с войной даёт империалистические амбиции и "державную спесь". Вообще, Англия - родина певицы, и одним из сильных лейтмотивов на альбоме является само по себе понимание английского духа, особенной атмосферы этой страны. К середине альбома оно открыто говорит о себе в композиции "England", но сама тема намечена уже в заглавном треке.
These are the words,
the words are these.
death lingering, stunk,
Flies swarming everyone,
Over the whole summit peak,
Flesh quivering in the heat.
This was something else again.
I fear it cannot be explained.
The words that make,
the words that make Murder.
What if I take my problem to the United Nations?
(The Words That Maketh Murder)
Несмотря на откровенность "посыла", альбом не риторичен и не является моралистическим гимном. Как и "Stories From The City, Stories From The Sea", он мелодичен и спокоен. По информации с сайта певицы, альбом записывался в одной из старинных английских церквей. Может быть, поэтому в звучании альбома появились новые для P.J. Harvey инструменты и интонации. Но в целом, панк-дива не изменила своим традициям, её голос, мелодические переходы и гитарные партии - все те же, уже ставшие такими знакомыми за последние годы. Теперь в моем плейлисте снова только альбом P.J. Harvey, но теперь другой.
Click to view