Может, ты просто не умеешь любить?

Nov 02, 2007 01:09

Имя файла: 8 1/2
Жанр: bravo, maestro!





Те фильмы Феллини, которые я смотрела до сегодняшнего вечера, почти все произвели на меня сильное впечатление. В нескольких словах оно сводилось примерно к следующему: «Вот что такое настоящая классика!» и «Вот что такое великий режиссер!». Сказать, что они все мне понравились нельзя. Если быть честной действительно понравились мне «Сатирикон», «Джульетта и духи» и «Репетиция оркестра». Но фильма «8 1/2» я не видела, именно его не показывали по Культуре или не было на дисках. Я знала о том, что эта цифра уже стала для кинематографа знаковой (вспомнить хотя бы Гринуэя и его «8 1/2 женщин») и мне всегда было интересно узнать, о чем же фильм самого Феллини. И вот сегодня, забыв обо всех данных обещаниях и проектах, я не могу не рассказать о том, что так поразило и удивило меня.
Если бы кто-то взялся пересказать мне сюжет и идею этого фильма сейчас, я бы подумала, что это новый мультик Сатоши Кона. Я честно не ожидала такого от Феллини. У меня уже сложилось некоторое представление о нём, как о режиссере. Сегодня мне приходится его перестраивать. В чем же дело?


Во-первых, совершенно неожиданное для меня использование символики, переплетение снов, реальности и видений. Такое увидишь не в каждом ультрасовременном постмодернистском эксперименте, и уж, конечно, такого качества и гениальности подхода тем более не встретишь. Есть «Земляничные поляны» Бергмана, чтобы получить должное впечатление от которых, надо держать в уме год их создания и беспрецедентность такого обращения с пластами реальности и flash-back(ами). Здесь ничего такого нет. В любое время и в любую эпоху этот фильм заново будет ошеломлять своего зрителя. Боюсь даже подумать, что было, когда фильм вышел? (Я сознательно ещё не смотрела ничего о нем на IMDb, сейчас напишу и посмотрю)


Итак, перед нами главный герой - режиссер, знаменитость, гений, красавец, ловелас. Что для него значат эти ярлыки? Что он действительно из себя представляет? Что значат для него все те женщины, которые неизменно его окружают? На что он ещё способен? Как выйти из тупика (возвращаясь к Сатоши Кону - это так раз «клиент» Shounen Bat)? Что делать, если все вокруг от тебя чего-то ждут, а силы на исходе? Вопросы, как снежный ком накапливаются вокруг героя, наслаиваясь на его сны и воспоминания, вместе они выстраивают совершенно нелепую и безжизненную башню, которая оживает в жутко дорогих и бессмысленных декорациях к новому фильму.


Как сказать правду? Сколько можно скрываться и обманывать всех, включая самого себя? Сколько можно не понимать, что тебя окружают любящие люди? Как признаться, что ты сам не умеешь любить? Или не хочешь? Героя окружают очень умные, проницательные, заботливые друзья, но разрушить башню может только он сам. У него замечательная жена, которой он, правда, регулярно портит жизнь, среди взбалмошных любовниц и ветреных кокеток есть от всего сердца преданные ему взрослые и умные женщины. Они что-то для него значат, больше чем он сам себе может представить. Поэтому для него это выливается в сказочный гарем, в котором всё действует по Правилам, автор которых неизвестен, а значит, это не он придумал - он такая же жертва. Сцена с гаремом вообще очень сильная, сильнее её разве что финал.


Ещё два героя, которые обращают на себя внимание, это своеобразные «резонеры» - критик и лучшая подруга жены. Они - это голос разума среди торжества подсознательного. Интересно представлена в фильме и тема религии, словно заблудшая овечка, герой идет жаловаться на свою «тяжкую долю» кардиналу. Вспоминает детские опыты познания мира, связанные с разграничением его на божественное и дьявольское. Все это тут же выливается им в строки сценария и сцены фильма, который не слишком нужен в первую очередь ему самому, а уж тем более зрителям.




Как начать жизнь с нуля? Как отказаться от прошлого? Что делать с грудами отснятой пленки, на которую записаны твои воспоминания? И, в конце концов, что это за «фильм» такой, вокруг которого закручена фабула? Фильм, который снимают у нас на глазах? Фильм, который все-таки был снят? Фильм, который никогда не будет снят?


Как видите вопросов более чем достаточно. А что с ответами? Думаю, посмотрев этот фильм, каждый решит это сам для себя.

постмодернизм, drama, Федерико Феллини, кино, драма

Previous post Next post
Up