Welcome to IIS: Illuminati Information Systems

May 17, 2010 01:22

Возвращаясь поздно вечером домой, я проходил через подворотню, слабо освещенную мигающей электрической лампочкой. Внезапно мое внимание привлек какой-то знакомый звук. Так и есть, жужжание сигнализации. Я отошел поглубже в тень, мысленно приготовившись бежать, пригибаясь за мусорными баками, если Они решат стрелять, и ощупал карманы в поисках мультитулов. Точно, ни одного не осталось. И когда только успел все потратить? Стоп. Никакая это не сигнализация. Это банкомат сбербанка. И стрелять никто не собирается, солдат группировки Majestic12 в родном городе пока не замечено. А Deus Ex, из-за которого могут спонтанно возникать подобные мысли, уже месяц назад мной, slowpoke-ом, благополучно пройден. И именно о нем я сегодня намереваюсь рассказать.

После путешествия по главному меню, сопровождаемому приятной музыкой и (опционально) короткой тренировочной миссии под наш контроль переходит некто Джей Си Дентон, двадцатитрехлетний агент анти-террористической организации UNATCO. Ему еще не приходилось участвовать в настоящих боевых операциях, но курсы подготовки универсальных солдат он уже прошел. Там его научили носить темные очки, использовать холодное и огнестрельное оружие, плавать, применять разнообразные высокотехнологичные девайсы, взламывать компьютеры и носить различную броню. В общем и целом он обладает одиннадцатью умениями, составляющими местную ролевую систему. Выбирая, на развитие каких способностей потратить драгоценный опыт, мы во многом определяем свою дальнейшую стратегию прохождения. То есть, с одной стороны, вовсе не обязательно учиться нырять, если умеешь ловко открывать замки, но, с другой, не стоит потом пытаться попасть на охраняемую территорию водным путем. К счастью, прокачаться "совершенно неправильно" здесь просто не получится, поскольку Deus Ex - одна из тех немногих игр, в которых игроку действительно предлагается множество путей достижения цели.





И правда, если дверь заперта и охраняется парнем с дробовиком, не беда, наверняка кто-нибудь по соседству забыл закрыть окно. К тому же, никто не мешает выйти из тени и инициировать, гм, в вооруженное боестолкновение. Благо, в винтовках и шотганах недостатка нет. Особым эстетам (и потомкам нинзя) предлагается мини-арбалет с тремя видами дротиков, и эффектный меч "Зуб дракона". А миротворцы со стажем наверняка оценят орудие массового поражения - ракетницу, превращающую Дентона в настоящий шагающий танк. Если, конечно, в инвентаре найдется свободное место, поскольку любителям набивать карманы чем ни попадя будет непросто освободить под нее целых восемь свободных ячеек. А ведь где-то надо еще хранить аптечки, отмычки, устройства для отключения систем безопасности и многочисленные апгрейды оружия, позволяющие навесить на любимый пистолет глушитель, лазерный прицел и что только не... В общем, в плане амуниции в Deus Ex полный порядок.





И, можете быть уверены, она без дела не залежится. Противники из плоти, стали, а иногда и из них обеих вместе поджидают нас повсюду. Если патрулирующему улицы боту лучше всего незаметно устроить личную встречу с маленькой настенной миной, то наличие на крыше парочки снайперов сразу же заставит перейти с взрывчатки на что-нибудь, обладающее оптическим прицелом. В совокупности с возможностью вовремя спрятаться и использовать почти бесшумный электрошок все это делает бои в Deus Ex динамичными и весьма разнообразными.





В нелегком деле противоборства терроризму Джею помогает (мешает?) множество людей: морпехи, медики, хакеры, научные сотрудники, обычные бюрократы, и его собственный брат Пол, который, благодаря своим выдающимся успехам уже успел прославиться и стать почти что живой легендой. Но, несмотря на то, что вся UNATCO - большая и дружная семья, Джей Си и Пол чувствуют себя особенными. Неслучайно, конечно; они - одни из первых агентов, кому современные (2050 год на дворе) технологии позволяют использовать нано-аугментации. Это значит, что медицинский бот способен имплантировать в их тела содержимое специальных капсул, позволяющее братьям пользоваться сверхчеловеческими способностями: становиться почти невидимыми, высоко и далеко прыгать, или очень долго находиться под водой. Каждая из этих довольно редких капсул содержит два различных улучшения; установив одно из них, мы автоматически лишаем себя другого. Что же полезнее, возможность бегать быстро или бегать тихо, умение прятаться от радаров роботов или скрываться от глаз противников из плоти и крови? Решать, разумеется, играющему.





Потому что, опять же, единственной выгодной комбинации не существует. Гениальный дизайн уровней (ничуть не хуже, чем в серии Metal Gear) позволяет играющему попользоваться всеми улучшениями персонажа и выбирать при решении игровых задач наиболее подходящую ему тактику. Мир Deus Ex интерактивен как раз в той степени, в какой нужно. То есть, законы физики и свойства объектов изображаются игрой ровно настолько, насколько это может быть интересно. Но как только симуляция встает на пути у баланса (и fun-а, что немаловажно), в ход идут условности и допущения, появляются преграды с бесконечным запасом прочности и сейфы, которые невозможно открыть без ключа. Однако подобные ограничения ни на секунду не кажутся надуманными: просто таковы правила. И если, не поговорив с информатором за углом, ты не найдешь секретную кнопку на стене, то так тому и быть. В остальных случаях все средства хороши: построение лестницы-пирамиды из ящиков, поиск кодов доступа и аккуратное выманивание охранников из-за угла только приветствуется.





Подобные рекреационные мероприятия способны поглотить играющего на достаточно продолжительный (около 40 часов) срок. Ведь помимо уже описанных достоинств Deus Ex предлагает нам то, без чего ни одна настоящая РПГ не может считаться завершенной: длинный и увлекательный, со множеством неожиданных поворотов, сюжет. Его по достоинству оценят как любители творчества Уильяма Гибсона, так и поклонники Криса Картера, причем вторые даже в большей мере. Ведь имплантанты и генная инженерия здесь быстро блекнут на фоне международного заговора тайного мирового правительства, а ведь именно любители Секретных Материалов уже давным-давно привыкли к черным вертолетам, секретным агентам в строгих костюмах и искусственно созданным суперсолдатам. Маленькие серые человечки, Area 51 и прочие фанатские радости прилагаются.





Удивительно, но к финалу авторы внезапно ухитряются вывести свое, казалось бы, целиком и полностью развлекательное детище на гораздо более высокий уровень. Рассуждения коварных искусственных интеллектов о человеческих слабостях, совершенно не похожие здесь на привычную массам лубочную мораль всяких Коэльо и Бахов, придают повествованию почти философский контекст. На месте и антиутопически-подробное рассмотрение прелестей и опасностей научной революции, которое через десять лет после выхода игры все еще выглядит свежо, и вряд ли постареет спустя еще десяток-другой. Точно так же не теряет с годами актуальности страшное в своей реалистичности, хоть и не новое, предсказание (а в чем еще миссия научной фантастики, если не в прогнозировании нашего будущего?) техногенного разума, всеобъемлющего, всесильного и по машинному справедливого цифрового бога. К концу игры даже имя нашего персонажа, сперва не обращавшее на себя особого внимания, начинает выглядеть неслучайным и вполне подходящим для мессии нового века.





Очень бы еще хотелось подробно рассказать о том, что за игру в ответе человек-волшебник, что отличные техно-композиции (и главную музыкальную тему, разумеется) будет трудно выкинуть из головы, что Deus Ex является прямым наследником System Shock и, в свою очередь, прародителем VTM:Bloodlines. Нужно бы отметить забавные в своем большинстве диалоги, неплохую озвучку, грамотно сделанную, пусть и весьма призрачную, нелинейность и отсутствие на Нью-Йоркском горизонте башен-близнецов (и это за год-то до известных событий), но пора бы и честь знать. Проведу черту и напишу итог.



Deus Ex - шедевр, наш выбор, 10/10, +5+, или как там вам нравится. Ion Storm под руководством Уоррена Спектора сделала великолепный гибрид интеллигентного экшна и гибкой рпг-системы, снабдив его мощными рельсами изящной конспирологической фабулы. Отличный пример целостной, от начала и до конца проработанной и интересной игры, в которой примечательны и геймплей, и интерактивный нарратив. Рекомендуется всем, вне зависимости от любви/не любви к указанным жанрам. Если вы до сих пор не знаете, что общего у террористов, анти-террористов, иллюминатов и тамплиеров, и - более того - пока не собираетесь узнавать, то оправдания, увы, не принимаются. Подобное поведение приравнивается к преступлению по отношению к искусству создания видеоигр и будет караться со всей возможной строгостью. ICARUS FOUND YOU! RUN WHILE YOU CAN!

eidos, cyberpunk, action, games, игры, warren spector, ion storm, stealth, rpg, deus ex

Previous post Next post
Up