Сила в правде или О пользе эпилепсии

Apr 17, 2010 11:40

Прочёл роман популярного писателя Елизарова «Мультики». Остался в глубоком недоумении.

Сюжет таков. Главный герой, обычный советский школьник, прекрасно жил в маленьком городке: отличные друзья, никаких забот и полное счастье. Но тут родители решают переехать в большой город, ибо там их сына наверняка ждёт высшее образование, большое будущее и непременный успех. Судьба, как обычно, распоряжается иначе, и вместо усердной учёбы и посещения оперного театра, которым славится новое место жительства, сынок становится одним из сотен гопников, которыми кишат спальные районы.

Примерно четверть романа занимает описание жизни этих самых гопников. Они радостно бухают, трахают своих подружек, отбирают деньги у прохожих и дерутся. Потом, когда их деятельность достигает особого цинизма, они, наконец, привлекают внимание милиции, и в самый ответственный момент главный герой оказывается единственным, кто не смог убежать.

Его привозят в детскую комнату милиции. В это время автор начинает нагнетать атмосферу таинственности, потому как роман вот-вот должен из обычной бытовухи превратиться во что-то как бы мистическое. Милиционеры ведут себя всё более и более странно, как будто сами не рады тому, что делают, во время поездки таинственным образом меняется их машина…

Количество странностей растёт. Оказывается, что детская комната - единственный оставшийся дом на, в остальном, исчезнувшей улице, с коллективных фотографий в кабинете тамошней главной тётки смотрит человек, внешность которого не меняется на протяжении нескольких десятков лет (судя по датам), а в стене - закрашенная дверь без ручки (очень страшная).

Главный герой пишет объяснительную, в которой всё отрицает. Главная тётка вздыхает и говорит, что ему, видимо, нужно провести какое-то время в специальном месте (очень страшном) и подумать.

Да-да, вы правильно догадались, она открывает дверь без ручки, отводит его туда, а через некоторое время героя навещает тот самый человек с фотографий (очень страшный).

Человек рассказывает, что в детстве тоже был преступником, но потом встретил истинного учителя истины, и тот наставил его на истинный путь истинной истины. Он полностью перевоспитался, стал педагогом и теперь помогает перевоспитываться таким же заблудшим душам.

После чего он достаёт фильмоскоп (конечно же, очень страшный) и показывает герою длинный-длинный (примерно, на полкнижки) диафильм, в котором детально пересказывается написанное мной в предыдущем абзаце (присутствуют насилие, извращения и расчленёнка). К концу истории герой обнаруживает, что полностью парализован и вынужденно смотрит дальше.

А на экране в детскую комнату привозят уже его самого, показывают этот диафильм (ага, рекурсия), после чего он закладывает всех своих друзей и соглашается остаться жить при детской комнате, чтобы в будущем стать новым истинным учителем истины (что очень неожиданно, конечно). И да, звучит главная мысль: сила в правде!!! Немножко не так формулируется, но примерно.

После этого он (уже в реальности) внезапно теряет сознание и просыпается на следующее утро в больнице. Через какое-то время доктора ставят ему диагноз «эпилепсия», и оказывается, что всё это приглючилось герою во время припадка. В силу такого диагноза, ему запрещают ходить в кино, пить спиртное, трахать баб и заниматься боксом. А вместо этого велят строго соблюдать режим дня. А иначе страшный мультик повторится!!!

Совершенно неожиданно оказывается, что если не бухать, не ходить в видеосалоны и не драться, а вместо этого вести здоровый образ жизни (и половое воздержание!), то жизнь-то сразу налаживается, появляются хорошие оценки, умные друзья, и можно даже в вуз поступить без особых сложностей. Кто бы мог подумать! И, конечно же, герой выбирает именно пединститут.

Самое феерическое: после происшествия с детской комнатой бывшие друзья-гопники просто исчезают. Это, я считаю, очень сильный авторский ход. Если не знаешь, что к концу романа делать с толпой героев, пусть они растворятся в воздухе. Что может быть проще? Правда, подаётся таинственное исчезновение как ещё одно очень страшное событие, но повествование от этого только больше напоминает истории о чёрной руке и гробе на колёсиках.

Зато не исчезает мотив страшных мультиков, которые вернутся, если герой опять собьётся с пути: кто-то присылает ему бандероль с тем самым диафильмом. Который он так и не отваживается посмотреть. А тут и сказочке конец.

Что же можно сказать о произведении в целом? Главное, несомненно, то, что в нём постулируются важные жизненные премудрости: а) надо говорить правду, б) всякий мерзкий разврат - вреден для здоровья и пагубен для судьбы, в) нужно быть хорошим, а плохим быть не нужно. Если вы где-то об этом уже слышали, то ничего нового из чтения не вынесете.

Что же касается неглавного, то его как-то и нет. Описание жизни гопников можно счесть занимательным, но и только.

Подводя итог, должен заключить, что популярный писатель Елизаров остался мной абсолютно непонятым.

0-

happy end, литература, Михаил Елизаров, мы отстали навсегда, книги, books, Мультики

Previous post Next post
Up