Я с детства не очень любила оперу и балет. Я всегда придавала слишком большое значение словам и их отсутствие или откровенная неважность меня удручали. Определенную роль сыграл и тот факт, что половина моего детства прошла именно в драматическом театре. Раскрою карты сразу: моя мама - театральный художник. И до последнего времени её никогда не звали работать в оперных или балетных постановках. А тут вот позвали. На «авангардный» балет «Мистерия танго». Рисовать костюмы. Естественно я пошла на премьеру.
(заранее прошу прощения за качество фотографий - они делались на простую цифровую «мыльницу»)
Меня насторожило уже название - «мистериями» нынче ничего хорошего не называют, как правило. Чаще всего это некое черезчур постмодернистское действо с претензиями на великие смыслы, на деле оказывающееся чистой воды профанацией. Вот, например, одна безобидная и пошленькая секта у нас в городе ставила в свое время эзотерический спектакль «Мистерия русского духа». В общем, я не то что бы слишком многого ждала. Но всего предугадать невозможно.
Другой факт, о котором нельзя не сказать - это любовь нашего оперного театра к использованию фонограмм в любых «современных» спектаклях. А зачем заморачиваться, собственно? Не платить же ещё музыкантам! В оркестровую яму, можно, кстати, и зрителей посадить. (Чего только стоит наша саратовская постановка «Юноны и Авось», где куча народа в балахонах ходит кругами по сцене под имеющуюся у каждого дома пластинку с голосом Караченцева). Вся концепция этого «балета» построена на произведениях Астора Пьяцолла - аргентинского композитора, оказавшего серьезное влияние на развитие танго. Поклонники и знатоки этого танца наверняка могут немало рассказать о таланте Пьяцолла. К сожалению, я к ним не отношусь и в танго совершенно не разбираюсь. Хотя сама по себе музыка приятная и интересная. Правда, мне показалось, что далеко не под все смелые вариации на тему танго, представленные в спектакле, вообще можно танцевать. Итак, напоминаю ещё раз - это балет под фонограмму. В классическом оперном театре. Оксюморон, не правда ли?
Какая-то милая дама, сидевшая сзади нас, шепнула в середине первого действия своему соседу: «Это не для наших умов!». Но дело тут вовсе не в непонятливости или недальновидности этой женщины. Символизм, авангард и постмодернизм - все эти модные слова, на которые явно претендовали создатели этого действа, предполагают «многослойность» трактовок, разные уровни восприятия, в которой кто-то увидит меньше, а кто-то больше, а вовсе не ту кучу-малу, которую представляет нам «Мистерия танго».
Итак, что же именно происходит на сцене? Чтобы рассказать вам об этом, воспользуюсь «Кратким содержанием», любезно предоставленным зрителям в программке.
Первое действие
В опустевшем кафе на окраине Буэнос-Айреса одиноко сидит человек.
Ах, вот оно что! В кафе, в Буэнос-Айресе! Так вот к чему эти абстрактные минималистские декорации!
Он снова и снова возвращается сюда, уносясь мыслями в далекие годы своей молодости, наполненные любовью и танго. Перед его глазами вновь оживают картины прошлого, когда он был непревзойденным танцором.
Ай-ай, так сейчас он уже потерял сноровку! Какая жалось! А мы, недалекие, и не поняли.
Зал напротив кафе всегда был наполнен танцующими парами. Здесь царили шутки, смех и веселье, здесь собирались лучшие танцоры танго.
На сцене появляется кордебалет и достаточно долго показывает нам базовые элементы танго, причем безбожно повторяясь. Идет постоянная смена партнеров - по замыслу режиссера и художника, все танцующие имеют свою пару, что подчеркивается одинаковым цветом костюмов. Пока, видимо, они никак друг друга не найдут.
Судьба причудливо тасует свою колоду: сегодня ты герой, а завтра - можешь оказаться изгнанником. Каждый хочет вытянуть счастливый билет.
Это, дамы и господа, вовсе не фигура речи. На сцене появляется Судьба, в руках у неё большие картонки с изображениями мастей и она начинает раздавать их направо и налево. Честное слово, детский сад.
Так и в танцевальном зале. Каждый хотел показать свое искусство, стремился превзойти других в мастерстве исполнения танго. В танце сливались воедино радость и печаль, флирт и магия, страсть и любовь.
В процессе «раздачи карт», танцоры кордебалета находят друг друга и вновь образовавшиеся пары танцуют небольшие сольные номера. Причем, одна из пар почему-то все время ломается и всячески изображает пародию на танго. К чему это, неясно.
Здесь он встретил Ее, свою судьбу, свою возлюбленную. Их сердца забились в унисон с первого взгляда. Они стали кумирами столицы, они были счастливы вместе. Каждый вечер становился для них романтическим свиданием.
Тут, как не трудно, догадаться главный герой вместе с вновь обретенной возлюбленной долго и страстно танцует танго. Рядом все время кружит Судьба, которая, кстати, выходила и в самом начале, когда герой был один в кафе. И ощущение такое, что она - несчастная соперница, имеющая виды на главного героя.
Второе действие
Еще недавно Судьба дарила ему цветы и улыбки, еще недавно ничто не предвещало беды. Но счастья на всех не хватает.
Судьба, герой и героиня танцуют вместе сольный танец. Двухцветный костюм Судьбы, который в первом действии был обращен белой стороной вперед, теперь поменял цвета местами.
Однажды вечером в казино появился Неизвестный. Он как сжатая стальная пружина, как обнаженный нерв привлекает к себе всеобщее внимание.
К счастью, ни одну из этих смелых метафор визуализировать не стали. Да, кстати, теперь мы в казино. Поэтому кордебалет танцует вокруг стульев.
Удача изменила Жигало.
Так у него было имя?!
Возлюбленная покинула его, друзья отвернулись, на смену белой полосы в жизни пришла темная. Мечты артиста рассыпались как карточный домик. Жигало стремится вернуть возлюбленную, но это невозможно.
О, он артист по профессии, главный герой все больше раскрывается перед нами! Все эти безусловно ценные сведения значатся только в программке. На сцене тем временем во всю разворачивается любовный треугольник.
Все также звучит музыка, все также кружатся танцующие пары, но никто не обращает внимания на одинокого человека. Лишь иногда призрачный образ Возлюбленной и мелодии старого танго согревают его душу.
Кордебалет танцует «завершающий танец», после чего Судьба вытягивает карту червовой масти и вручает её маленькому мальчику, который представляет главного героя в детстве. К сожалению, смысл этого жеста никак не объясняется в кратком содержании и оказывается недоступным пониманию зрителей.
Не могу не сказать немного о маминых костюмах. Как отдельные произведения искусства они мне нравятся. Хотя установок режиссера я не понимаю. Он заставил сделать костюмы футуристичными - а потом, наверное, забыл написать, что действие происходит в кафе в Буэнос-Айресе в 22 веке. Один из самых лучших костюмов - костюм Судьбы утверждать вообще не хотели, пытаясь слепить ей какую-то грозную маску из папье-маше. Потом долго говорили, что костюмы черезчур откровенные - на них слишком много вырезов - вот вам и танго, танец страсти. Один мальчик сказал мне, что костюмы похожи на цирковые - цвета очень яркие и блеска много. Он в чем-то прав, но в некоторые моменты на сцене смотреть было просто не на что, разве что на эти самые костюмы.
Наверное, я вас слишком напугала. Постараюсь исправиться. Балет и правда поставлен не особо интересно, особенно первое действие, во втором хотя бы повторов очевидных нет. Мама мне сказала, что второе действие ставил другой балетмейстер. Сами артисты танцуют хорошо, герой и героиня, Судьба и Неизвестный - вообще отличные, очень живые, чувствуется, что они не просто танцуют, но играют, и играют хорошо; в кордебалете тоже есть несколько очень интересных фигур. У нашей балетной труппы хороший потенциал, они могут намного больше!
Моя подруга, с которой я ходила на премьеру и которая серьезно занималась в детстве танцами, в антракте сказала мне: «Отлично, я могу станцевать в этом балете любую партию!». Она и правда отлично танцует, но суть не в этом, а в том, что балет, как вид театрального искусства не имеет никакого отношения к "Мистерии танго". Это танцевальный номер под музыку. Знаете, такие ставят на студенческие конкурсы самодеятельности. И нередко очень хорошо ставят. Но это далеко не уровень классического театра!