Командир легендарного “Вымпела” Борис Бесков: кто хочет использовать в Марий Эл тему национализма?!

Jan 07, 2015 00:14

Борис Петрович Бесков родился в 1940 году в поселке Быково Раменского района Московской области. Уже в 12 лет он поступил в Ленинградское суворовское училище МГБ СССР. После его окончания, в 1959 году, продолжил учебу на оперативном факультете московского Бабушкинского пограничного училища. С 1963 года проходил службу в Кремлевском полку.

В 1969 году слушатель военно-политической академии имени Ленина. После окончания академии служба в 9-м управлении КГБ (правительственная охрана). С 1976 года отправлен на учебу в Краснознаменный Институт КГБ СССР (сейчас Академия СВР России). По окончании служба в Первом главном управлении КГБ СССР.

В 1981- 1982 г.г. участвовал в боевых действиях в Афганистане. После возвращения с афганской войны работа в Управления «С» (нелегальная разведка) ПГУ КГБ СССР. С 1987 по 1991 годы заместитель начальника 3-го отдела представительства КГБ СССР при Министерстве государственной безопасности Германской Демократической Республики. В январе 1991 года назначение командиром Отдельного учебного центра (группа специального назначения “Вымпел”) Управления “C”.

Особо отметим, требования к офицерам, которые поступали на службу в “Вымпел”. Жесткие требования предъявлялись к состоянию здоровья, психологическим качествам и знанию иностранных языков. 90 процентов состава "Вымпела" знали иностранные языки, многие имели по 2-3 высших образования, т.е. были прекрасными аналитиками и экспертами в области военного дела, политики, экономики, психологии, международных отношений.

Все ветераны «Вымпела», служившие под руководством полковника Бескова, считают Бориса Петровича выдающимся командиром. Он сумел убедить руководство КГБ СССР не использовать «Вымпел» против мирного населения в период событий путча 1991 года и сохранить группу. Он лучше многих понимал, какое «оружие» находится в его руках, как командира, и постарался сохранить эту силу для страны.

К сожалению, пришедшие вместе с Борисом Ельциным люди, не понимали, что представляет «Вымпел», и для каких целей его надо использовать. Как-то один из ретивых начальников поручил группе «Вымпел», охранять жилые дома от самозахвата отчаявшихся очередников. Командир «Вымпела» наотрез отказался выполнять этот абсурдный приказ. Он не мог себе представить, чтобы майоры, подполковники и полковники стали бы отбиваться от разъяренных женщин с детьми. Не для этого их столько лет учили!

Когда Геннадий Бурбулис назвал главной задачей государственной безопасности - развитие частного предпринимательства, командир легендарного “Вымпела” Борис Бесков понял, что служить дальше не может. Активно занялся общественно-просветительской деятельностью - возглавил Ассоциацию ветеранов и сотрудников разведки специального назначения "Вымпел-Союз".

Редакция Общественного комитета по борьбе с коррупцией сердечно поздравляет с 75 летним юбилеем легенду советской и российской разведки специального назначения Бориса Петровича Бескова. Желаем счастья и здоровья! Надеемся, что Борис Петрович Бесков продолжит свою блестящую аналитическую работу, во благо Родине!

Кто хочет использовать в Марий Эл тему национализма в политических целях?!

Этнополитические конфликты в современном мире, являются одним из главных факторов разрушения суверенных государств. Россия - это многонациональное государство и конфликт, который возник даже на локальном уровне, без должного внимания со стороны экспертов, государства и гражданского общества, может в короткие сроки выйти на международный уровень.

Как правило, журналисты и обыватели, если хотят привести пример этнополитических конфликтов, рассказывают о ситуации на Кавказе. Однако в экспертном сообществе сейчас пристальное внимание уделяют Поволжью - в первую очередь Татарстану и Башкирии, которые в период “парада суверенитетов”, фактически являлись независимыми государствами в центре России.

И здесь стоит обратить особое внимание на маленькую республику Марий Эл, расположенную рядом с Татарстаном и Башкирией. Марий Эл находится на стыке финно-угорских, славянских и тюркских цивилизаций. Ситуация в сфере межнациональных отношений и этнополитические конфликты, которые периодически возникают в данном регионе, нанесли серьезный ущерб национальным интересам России на международном уровне. В чем же причины, перманентных этнополитических конфликтов в маленькой республике Марий Эл?!

Я не буду утомлять читателя теориями политических процессов и рисков, прогнозов в государственном управлении. Хотя в тексте и будут встречаться политологические термины, но они будут основываться на общедоступном курсе известного российского и международного эксперта, профессора кафедры мировых политических процессов МГИМО Павла Афанасьевича Цыганкова.

В глобализирующемся мире огромную роль во внутриполитических делах государства начинают играть общественные организации. Особо стоит остановиться на их роли в сфере национальных отношений. Из объекта политического управления, общественные организации становятся полноправным субъектом и могут существенно повлиять на межнациональную ситуацию не только в отдельно взятом регионе, но и в целом по стране, и даже выйти на международный уровень.

В республике Марий Эл национальные организации всегда играли существенную роль в общественно-политической жизни. Однако, по мнению экспертов в области этноконфликтологии, глава Марий Эл Леонид Маркелов отказался учитывать национальную специфику региона, и вместо диалога между гражданским обществом (к которым относятся и национальные общественные организации) и государства, создал огромное количество спойлеров, которые будто бы выражают национальные интересы народов, проживающих в Марий Эл.

Неправительственные общественные организации (НПО) различаются по своим размерам, структуре, направленности деятельности и ее задачам. Однако все они имеют те общие черты, которые отличают их как от государств, так и от межправительственных организаций. В отличие от первых, они не могут быть представлены как акторы, действующие, говоря словами Ганса Моргентау, во имя «интереса, выраженного в терминах власти».

В отличие от вторых, их учредителями являются не государства, а профессиональные, религиозные или частные организации, учреждения, институты, люди, и, кроме того, принимаемые ими решения, как правило, не имеют для государств юридической силы. И все же, им все чаще удается добиваться выполнения тех задач, которые они ставят перед собой, - и не только в профессиональной, но и в политической области.

По мнению профессора МГИМО Марины Михайловны Лебедевой “это касается и таких задач, которые требуют серьезных уступок со стороны государств, вынужденных в ряде случаев поступаться «священным принципом» национального суверенитета. Так, в последние годы некоторым НПО, - в частности тем, сферой деятельности которых являются защита прав человека, экологические проблемы, или гуманитарная помощь, - удалось добиться «права на вмешательство во внутренние дела суверенных государств».

Основным «оружием» НПО в сфере национальной политики является мобилизация общественного мнения, а методом достижения целей - оказание влияния на государственные структуры и СМИ. Поэтому НПО подобного рода нередко называют «национальными группами влияния (лобби)». В США, например, существуют как минимум несколько десятков национальных групп влияния (лобби). Главный редактор известных международных политических журналов «Foreign Affairs» и «Newsweek International» Фарид Закария отмечал, что «этнические (национальные) лобби играют важную положительную и конструктивную роль в современном внутриполитическом ландшафте США. Влиятельными можно назвать ирландское, израильское, армянское и греческое лобби. Другие этнические группы решают более узкий круг национально-государственных задач».

Теперь перейдем к вопросу о роли спойлеров в общественно-политической жизни. Спо́йлер от английского to spoil - «гадить», «отравлять», «портить»:

1) в боксе - противник, ведущий бой вторым номером, имеет своей целью не столько победить в матче, сколько выставить другого боксера неумелым, неподготовленным.

2) В политике - кандидат, который оттягивает на себя часть голосов за другого кандидата со сходной программой, повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной позицией по главным вопросам.

Однако в качестве спойлера в сфере политики может выступать не только человек, но и организация. Как правило, подконтрольные (спойлерные) организации создаются для выполнения определенной краткосрочной тактической задачи. Например, перехват общественной инициативы, перевод общественного мнения в другое направление, создание положительного, или отрицательного имиджа определенному политическому (культурному) событию т.д.

Одним из важных моментов в деятельности спойлерной организации является краткосрочность выполнения поставленной задачи и камуфляж реальных целей и руководства.

По мнению журналистов, и экспертов Общественного комитета по борьбе с коррупцией в Марий Эл Леонид Маркелов уже пытался использовать спойлер-организации в 2005 году. Тогда, в результате крайне неэффективной деятельности правительства Марий Эл, произошло резкое сокращение финансирования национального компонента (массовое закрытие школ на селе, сокращение преподавания на марийском языке).

Представители национальных движений выступили с критикой курса главы РМЭ в области национальной культуры. Проблемы в области национальных отношений в Марий Эл заинтересовали финно-угорскую общественность, не только России, но и Евросоюза (Финляндия и Эстония). Финские журналисты крупнейших СМИ (Helsingin Sanomat, YLE-radio) опубликовали серию статей не только о национальных проблемах, но и о сложной социально-экономической ситуации в Марий Эл.

Вместо того чтобы в кратчайшие сроки постараться решить назревающий национальный конфликт в регионе, по мнению экспертов, Леонид Маркелов сознательно пошел на обострение данной проблемы. Хотя Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Марий Эл предупреждало о возможных серьезных проблемах для России, в случае дальнейшей эскалации конфликта.

Ответом руководства Марий Эл на предупреждения УФСБ стало открытое письмо (опубликованное в правительственной газете “Марийская правда”) руководителя администрации президента РМЭ Дмитрия Фролова на имя начальника Управления собственной безопасности ФСБ России генерал-майора Шишина С.В. В этом письме бюрократы из правительства Марий Эл обвиняли не только руководство (генерал-майора Николая Долгополова), но и рядовых сотрудников ФСБ в рэкете, бандитизме и терроре против чиновников.

Подобные действия Леонида Маркелова привели к тому, что республикой заинтересовались правозащитные организации как регионального, так и общероссийского масштаба. О нарушении свободы слова, прав человека, политических репрессиях в Марий Эл заговорили не только региональные правозащитники (“Человек и закон”, “АГОРА”), но и общероссийские организации (Фонд защиты гласности, Центр экстремальной журналистики, Московская Хельсинкская Группа). О проблемах в Марий Эл вынужден был отметить в своих ежегодных докладах уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

В итоге национальный региональный конфликт в Марий Эл перерос в международную проблему, апогеем которого стала резолюция Европейского парламента “О нарушении прав человека в Марий Эл”.

Это вызвало резкое беспокойство в Кремле, так как Марий Эл стала сильным дестабилизирующим фактором в геополитической игре, которая разворачивалась тогда на постсоветском пространстве (в 2004-2005 г.г. прокатились серии “оранжевых”, “тюльпановых” и “бархатных” революций на Украине, Киргизии и Грузии). А подключение к марийскому вопросу США (в лице Paul Goble бывшего сотрудника ЦРУ и советника президента США) в Кремле посчитали попыткой экспорта “бархатных революций” в Россию через национальные регионы.

Конфликт в Марий Эл в первую очередь рассматривался в Кремле как национальный (инициированный странами, враждебно относящимися к России - США и Эстонией). В итоге Государственная Дума и МИД России приняли резолюции, в которых опровергались данные доклада Европейского парламента, а из бюджета РФ были выделены миллиарды рублей на развитие Марий Эл. Но проблемы в регионе, вызванные крайне неэффективной политикой главы республики остаются до сих пор.

После выделения миллиардов рублей из федерального бюджета на решение марийского вопроса правительство Марий Эл решило создать спойлер-организацию для того, чтобы поставить под контроль общественное мнение и политические процессы в регионе. Но, во-первых, были нарушены сроки перехвата управления в самой организации, и даже младенцу было понятно, что цели и деятельность организации поменялась. Во-вторых, реальные заказчики (правительство Леонида Маркелова) были известны с самого начала и они и не скрывали своего прямого участия в деятельности общественной организации.

Поэтому из Мер Канаша не получилось создать эффективную спойлер-организацию. Фактически общественная организация превратилась в политический труп. К характеристике Мер Канаша и многим псевдо общественным организациям в Марий Эл очень точно подходит образная метафора довольно оригинального писателя (члена Валдайского клуба Владимира Путина) и главного редактора газеты “Завтра” Александра Проханова: “подобные организации - это политические трупы, зомби, источающий зловонный запах грязных денег и движимые лишь силами некромантии проворовавшихся бюрократов”.

Особо подчеркну, что главная проблема в Марий Эл сейчас - крайне низкий социально-экономический уровень развития региона и жизни населения республики. Однако коррумпированная часть бюрократии пытается вместо обсуждения и решения сложных социально-экономических проблем в республике, использовать национальный вопрос в политических целях.

Отмечу, что наше мнение о том, что в Марий Эл сложная социально-экономическая ситуация основывается на данных аналитических докладов экспертов Организации Объединенных Наций. В частности на докладе ООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации «Устойчивое развитие: вызовы Рио», презентация которого прошла в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации в мае 2014 года.

Согласно данным 16 доклада ООН “ Устойчивое развитие: вызовы Рио ” Марий Эл вошла в десятку регионов России имеющих самые худшие показатели и условия для жизни и развития людей. Социально-экономическая ситуация в Марий Эл находится на уровне Гондураса и других беднейших стран мира.

Несмотря на значительное снижение уровня бедности, этот показатель высок  в некоторых слаборазвитых и депрессивных регионах (республики Тыва, Калмыкия - 33-38%, республики Адыгея, Марий Эл, Алтай, Камчатский край и Еврейская автономная область - 24-25%).  В частности почти 10% жителей Марий Эл находятся за чертой крайней бедности. Их уровень дохода ниже прожиточного минимума в 2 раза и составляет чуть более 2 тысяч рублей в месяц! В республике Марий Эл разрыв между уровнем самых богатых и самых бедных составляет 13 раз!

Аналитические данные экспертов ООН, подтверждают и социологи, которые проводят опросы населения в регионах России. И главной проблемой в Марий Эл по данным соцопросов являются - коррупция региональных чиновников и низкий уровень жизни. А эти два фактора являются основой для роста недовольства и протестных настроений.

По данным Фонда «Общественное мнение», Марий Эл вошла в двадцатку регионов России с самым высоким уровнем протестных настроений. Доля граждан, допускающих для себя возможность принять участие в каких-либо акциях протеста в Марий Эл, превышает 30%!

Согласно проведенным исследованиям Фондом “Общественное мнение” на вопрос “Чему должна быть посвящена акция протеста, чтобы вы приняли в ней участие”:

32% жителей Марий Эл готовы выйти на акции протеста в связи с недоверием к работе региональной власти (недовольство связано с ростом безработицы, провальной социальной политики, коррупцией и бюрократизмом, плачевным состоянием экономики, проблемами с дошкольными учреждениями).

19% жителей Марий Эл ответили, что готовы выйти на акции протеста в связи с низким уровнем зарплат и пенсий и тяжелым материальным положением.

8% жителей Марий Эл готовы выйти на акции протеста в связи с постоянным ростом цен.

Отметим, что рост протестных настроений связан с постоянно ухудшающейся социально-экономической ситуацией в регионе.

Фонд развития гражданского общества в июне 2014 года опубликовал третий рейтинг социального самочувствия регионов России. Социальное самочувствие - эмоциональная оценка людьми своего общественного положения, уровня удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей. Марий Эл вошла в десятку регионов России имеющих самые низкие показатели социального самочувствия населения.

В качестве базовых критериев разбивки регионов на группы использовались результаты ответов респондентов на следующие четыре вопроса:

"Если говорить в целом, Вы довольны или недовольны положением дел в вашем регионе?" Лишь чуть более 20% населения Марий Эл довольны положением дел в республике.

"Как Вам кажется, в целом ситуация в вашем регионе сейчас улучшается, ухудшается или практически не меняется?" Чуть более 15% населения региона отмечают улучшение ситуации, а более 50% считают, что ситуация в регионе ухудшается.

"Скажите, какие отзывы, суждения о работе руководства вашего региона Вы слышали от окружающих людей за последние полгода-год: положительные или отрицательные?" (при выставлении баллов учитывалась сумма показателей по вариантам ответов "только положительные" и "чаще положительные, чем отрицательные"). Не более 15% населения оценивают положительно деятельность регионального руководства.

"Вы лично допускаете или исключаете для себя возможность принять участие в каких-либо акциях протеста?" Почти 40% населения Марий Эл готово принять участие в акциях протеста.

В качестве вспомогательных критериев для распределения регионов внутри групп использовались результаты ответов респондентов на следующие четыре вопроса:

"Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вам доводилось делать за последние два-три года? - брать кредит в банке, водить автомобиль, ездить за границу?" (при выставлении баллов учитывалась сумма трёх указанных пунктов). Менее 45% жителей Марий Эл последние два-три года могли себе позволить взять кредит в банке, водить автомобиль и ездить за границу.

"Как бы Вы оценили Ваше сегодняшнее материальное положение: как очень хорошее, хорошее, среднее, плохое или очень плохое?" (при выставлении баллов учитывались сумма первых трёх вариантов ответа, из которой вычиталась сумма двух последних вариантов). Основная масса населения Марий Эл оценивает свое материальное положение как плохое. В республике почти 20% населения региона живет за чертой бедности!

"Как Вы считаете, Ваше материальное положение за последний год улучшилось, ухудшилось или практически не изменилось?" (при выставлении баллов учитывались показатели по пункту "ухудшилось"). Значительная часть респондентов отметила ухудшение своего материального положения.

"Если бы в ближайшие месяц-два там, где Вы живёте, прошли митинги, демонстрации, акции протеста, то, как Вы думаете, много или немного людей приняли бы в них участие?" (при выставлении баллов учитывалась сумма показателей по вариантам ответов "немного" и "никто не принял бы участия"). Значительная часть респондентов отметила, что люди готовы принимать участие в митингах и демонстрациях.

Крайне низкие показатели в рейтинге Марий Эл вызвано целым рядом причин, в том числе:

- низким уровнем социально-экономического развития,

- недоверием населения к власти,

- ростом протестных настроений.

Отметим, что в мае-июне 2014 года было проведено исследование общественного мнения жителей города Йошкар-Олы с целью изучения отношения к политике действующего главы Республики Марий Эл Леонида Маркелова. Инициаторами социологического исследования были эксперты из Казанского университета во главе с профессором С.Н. Астаховым.

Антирейтинг главы РМЭ составил 37,5%, т.е. более трети жителей столицы Марий Эл считают, что жизнь в республике улучшится с уходом Леонида Маркелова с поста руководителя региона. Антирейтинг главы республики в ноябре 2013 года составлял 23,99%, и увеличился за полгода на 13,51%.

При ответах на вопрос «Поддерживаете ли Вы деятельность действующего главы республики Марий Эл Л. И. Маркелова?»:

в группе респондентов (18 - 20 лет) 42% не поддерживают, а 18% безразлична деятельность главы республики;

в группе респондентов (21-24 года) 45% не поддерживают и 17% безразлична деятельность Леонида Маркелова;

в возрастной группе респондентов (25-30 лет) 42% не поддерживают и 27% безразлична деятельность Леонида Маркелова;

в возрастной группе респондентов (31-40 лет) 36,9% не поддерживают и 21,4% безразлична деятельность Леонида Маркелова.

Таким образом, на данных примерах ярко видно, что наиболее активная и работоспособная часть населения столицы Марий Эл не поддерживает социально-экономический и политический курс Леонида Маркелова.

На вопрос «Изменится ли к худшему жизнь в Республике в случае ухода с поста главы Марий Эл Л.И.Маркелова?» 52% респондентов мужчин ответили, что к худшему жизнь в регионе не изменится. Может быть, Леониду Маркелову стоит прислушаться к мнению народа?!

В июле 2014 года исследовательский холдинг Ромир, который является эксклюзивным представителем в России крупнейшей международной ассоциации исследователей - Gallup International, измерил индекс социальной напряженности, обусловленный существующими трудностями, а также изучил, как этот фактор может повлиять на исход региональных выборов 2014 года.

Самый высокий индекс социальной напряженности наблюдается в Липецкой области, а также в Нижегородской, Воронежской областях и Республике Марий Эл. 23% респондентов готовы выйти на протестные акции и митинги, если ситуация в регионе не будет улучшаться.

В заключении отмечу, что в настоящее время огромное значение в стабилизации межнациональной ситуации в Марий Эл сыграло землячество республики в Москве. Землячество - это интеллектуальный и общественный клуб, в который входят представители творческой (Президент землячества - всемирно известный композитор Андрей Эшпай), научной (профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО, Российская академия государственной службы при Президенте РФ) и военной (офицеры и генералы ФСБ, СВР, ФСО, МЧС, МО) элиты России. И что немаловажно, это многонациональная организация - наряду с марийцами в землячестве состоят русские, татары, башкиры, чуваши, евреи, всего - более 20 национальностей.

Значительную роль в решении и недопущении эскалации этнополитических конфликтов в финно-угорском мире принадлежит, полковнику КГБ (начальник управления в Центральном аппарате КГБ СССР) и эксперту Комитета по делам национальности Государственной Думы России Юрию Ивановичу Ерофееву. Аналитические материалы Юрия Ерофеева получили высокую оценку не только в Госдуме, но и в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, а также в профильных федеральных министерствах.

Юрий Иванович Ерофеев и Михаил Алексеевич Долгов были одними из авторов аналитического доклада о возможных последствиях этнополитического конфликта между национальной элитой и главой Марий Эл. Данные этой аналитической справки были использованы УФСБ России по Республике Марий Эл и предоставлены главе Марий Эл Леониду Маркелову.

Однако реакция со стороны руководства республики была крайне неожиданной. Главный редактор правительственной газеты “Марийская правда” Василий Панченко опубликовал пасквиль, в котором обвинял полковника КГБ и эксперта Госдумы Юрия Ерофеева и полковника СВР Михаила Долгова в организации “оранжевой революции” в Марий Эл. А руководитель администрации президента Марий Эл Дмитрий Фролов обвинил начальника УФСБ России по РМЭ Николая Долгополова в рэкете и давлении на чиновников и направил официальную жалобу на ФСБ в военную прокуратуру.

В декабре 2014 года Юрий Ерофеев подготовил аналитические материалы о возможном росте национализма и нарушения федерального законодательства в связи с образованием федеральной национальной культурной автономии под руководством депутата Госдумы Ларисы Яковлевой. И в Интернете появилась статья журналиста “Марийской правды” Алексея Батанова, в котором он обвиняет коллегу Юрия Ерофеева - полковника СВР Михаила Долгова в национализме. По словам, Алексея Батанова “население Марий Эл знает Долгова по провальной избирательной кампании и разыгрывании национальной карты”.

В реальности жители Марий Эл знают Михаила Долгова, как эксперта-экономиста, публикующего аналитические материалы о социально-экономических проблемах Республики Марий Эл. Аналитические материалы Михаила Долгова высоко оценили в МГУ имени М.В. Ломоносова и Высшей школы экономики. По материалам полковника СВР о коррупции в Марий Эл были начаты проверки Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом России, а также использованы в запросах ОНФ, посвященных произволу региональных чиновников.

Именно за эти публикации, раскрывающие сложную социально-экономическую ситуацию в Марий Эл и проблемы коррупции, в региональных СМИ и со стороны региональных чиновников, идут постоянные попытки обвинить полковника СВР Михаила Долгова, прослужившего верой и правдой России более 20 лет, в национализме и предательстве интересов Родины!

Борис Бесков, полковник Службы внешней разведки России

Служба внешней разведки, РМЭ, коррупция, Марий Эл, Борис Бесков, Владимир Путин, Республика Марий Эл, Михаил Долгов, Леонид Маркелов, произвол властей, этнические конфликты, Россия

Previous post Next post
Up