"
Вячеслав Мизин: «Меньше говорить, а больше смотреть» - в этом есть такой буддизм, созвучный восточной теме фестиваля. Но для меня это не совсем так: я сюда приехал как раз поговорить о ситуации в современном российском искусстве. Обсудить внешние обстоятельства существования этого искусства. Все очень просто: закидать храм Христа Спасителя, а потом за это сидеть в тюрьме - что это такое? Это дискуссия? Искусство сложно, оно тем и великолепно! Простота существования современного искусства в том, что оно повелось на политические раздачи и себя убило по большому счету. Меня интересует не это, а ситуация в искусстве! Дикая серьезность, дикая политичность заполонила собой все! Усмехнуться невозможно - «ты ржешь над святым!». Да я не ржу над святым, я лечу самого себя в этой адской ситуации звериной простоты! Я не в искусстве - я в зоопарке! Для меня прошлогодний фильм Нено Белчева «Дрезденская рука» - это лекарь! Я остываю от ярости, которая меня захлестывает в этой тупизне.
Мне что делать, когда я вижу человека с бородой, а я иду с хаером, мне сразу его бить надо? Фактически так, для меня он - антагонист, я не должен с ним разговаривать, я должен сразу его месить? Уфа - прекрасный город, где можно спокойно разговаривать! Наконец-то площадка появилась свободная, сюда не придут ленинградские казаки (откуда они в Ленинграде взялись, я вообще не понимаю!) и не станут запрещать спектакль «Лолита» по Набокову! Вот эта бредятина на данный момент меня очень сильно интересует! Вот об этом я приехал говорить, вспоминать юмор десятилетней давности, иронию, критическую дистанцию. Иначе мы все дойдем до вериг и кулачных боев! «Синие носы» всегда имели критическую дистанцию, и я тоже хочу над этим смеяться, это единственное спасение от звериной серьезности. Есть место для дискуссии, пафос есть, юмор есть - все это должно объединиться на башкирской земле, где нет пресловутых проблем столиц и люди далеки от политических игр элит!
Я был на Киевском «М-TV», и там спросили: пацан, чем занимаешься? Я говорю: основная функция искусства - эстетическая (нас так в институте учили). Это некое продвижение, когда ты смотришь массу фильмов, картин, спектаклей, развиваешься. И какое-то из этих произведений становится для тебя ключевым, будто чакры открылись и у тебя новый взгляд на мир! Все это движение называется «генезис», а основное событие - «катарсис». Это я не вам, это на киевском «М-TV»! Они на меня смотрят - чего, какой генезис, катарсис? Я объяснил: пацаны, короче, для вас это позырить и офигеть! Вот, на фестивале с фильмом Белчева со мной это и произошло! Я уверен, что и на этом фестивале у нас так и будет - вот этот вот «позырить и офигеть»! И есть от чего.
У нас был такой проект: «Мимо Москвы, мимо Нью-Йорка: Российский коридор художественного сепаратизма». Это люди, которые отделились от базовых движений. Мы почему-то не попали тогда в Уфу, но проезжали Челябинск, Курган, Свердловск, и искали там художников. Есть же нормальные люди, нам наш круг казался тесен! И мы их находили! Есть прекрасные художники! Есть фестиваль в Тюмени, Подмосковье, теперь и у вас! Но каждому надо воспитать собственный злак, взрастить и затем на рыночке его продать - а этим уже занимаются промоутеры. Потом кураторы московские собирают самые сливки и показывают на московских биеннале".
Фото Лии Уразлиной.