Ложь во благо?

Dec 02, 2013 18:30

Может ли быть ложь во благо?
Или ложь - это всегда плохо?

Помните, известное стихотворение В. Маяковского
"... Кроха сын к отцу пришёл
и спросила кроха
Что такое хорошо
И что такое плохо..."
Ах, как просто там всё папаша разложил на БЕЛОЕ и ЧЁРНОЕ.
Как жаль, что в жизни не так всё просто, увы...

В жизни имеют место сотни, а может быть и тысячи оттенков серого. А сколько различных оттенков цветного. Вот и выходят в жизнь такие вот Крохи, выросшие на идеалах максимализма. Выходят в реальную жизнь, а не в примитивную её модель, навязанную им родителями с единственной благородной целью - защитить от грязи этой жизни. Но на деле получается наоборот, выросший в розовых очках, в парниковых условиях Кроха брякается в реальность жизни неподготовленным и начинает барахтаться в ней, как беременный таракан в дихлофосе, с легко предсказуемым исходом. Или напротив, превращается в агрессивного монстра, с идеологией «большивизма». Помните: «Кто не с нами - тот против нас!» И затем того же автора: «Ваше слово, товарищ маузер!»
Чтобы немного задуматься над тем, а всегда ли ложь - это вселенское зло, а не может ли ложь быть инструментом добра, я хочу напомнить вам рассказ О.Генри «Последний листок». Изложу вкратце его суть:

Осень, как всегда, была сырой, дождливой. Такое же ненастное расположение духа было у Джонси, молодой художницы. Она заболела пневмонией и по целым дням лежала в кровати, а перед ее глазами была глухая стена. Вид крашенной железной кровати, кирпичной стены за окном, которая ей опостылела, еще больше ухудшали расположение духа больной. Она не способна была изменить положение, которое сложилось: Джонси не могла покинуть больничную палату хотя бы на некоторое время. Болезнь приковала ее к кровати, от высокой температуры у нее дурманилось в голове, темнело в глазах, ей казалось, что она умирает. Присматривала за ней ее подруга Сью. Врач сказал Сью: «У нее один шанс. И этот шанс заключается в том, чтобы она хотела жить…» Сью всячески старалась ободрить подругу, выполняя совет врача, но все было напрасно. Джонси безразлично смотрела на плющ за окном, который каждый день сбрасывал листья, и считала те, что остались. Она сказала подруге, которая когда упадет последний листок, она умрет. Листьев на плюще с каждым днём становилось всё меньше и меньше, и наконец, остался последний. Сью упала в отчаяние. Конечно, здесь суть была не в последнем листке плюща, а в запуске внутренней психологической программы и в самовнушении. Надо было, во что бы то ни стало, останавливать разрушающую программу. Иначе исход мог быть самым трагическим. Но как спасти подругу? Выход был один - не дать упасть этому проклятому последнему листку? И Сью находит потрясающе простое и гениальное решение. Она обратилась к художнику Берману и попросила его нарисовать листок плюща на стене дома, что стоял против окна палаты, где лежала больная Джонси. Берман, правильно оценил всю серьёзность и трагичность сложившейся ситуации и согласился.
На следующий день шел дождь со снегом. Было холодно и ветряно. Однако промедление в этой ситуации было подобно смерти. И Художник работал всю ночь…
Когда утром Джонси попросила Сью поднять штору, перед их глазами на кирпичной стене еще виднелся листок плюща. Темно-зеленый возле стебля, но с желтизной тления по зубчатым краям, он храбро держался на ветке за двадцать футов от земли. Невероятная вещь! Ведь всю ночь напролёт, моросил дождь и неистовствовал порывистый ветер… Листок упорно боролся со стихией и на следующий день, и на следующий… Потрясённая до глубины души его стойкостью и тягой к жизни, и устыдившись собственного малодушия, Джонси начала также неистово бороться за собственную жизнь, И чудо произошло, она пошла на поправку и выздоровела.
Художник же умер через два дня после созданного им на стене дома шедевра. «Сегодня в больнице от воспаления легких умер мистер Берман», - сказала Сью подруге. «Он болел только два дня. Позавчера утром дворник нашел его в комнате беспомощного от страданий. Его ботинки и одежда прочь промокли и были холодные, как лед. Никто не мог постичь, куда он ходил такой ужасной ночью…»

Такая вот история. По сути своей, художник Берман и Сью пошли на преступный сговор и, как сейчас говорят, «развели» Джонси, как последнюю «лохушку». Но у кого из вас повернётся язык назвать их поступок мерзким? Хотя это с их стороны это была однозначная ложь.

философия жизни

Previous post Next post
Up