Апостольский чин

Jan 09, 2021 14:12


Если посмотреть на учебники догматики (например на "азбуке"), то можно заметить в них разное отношение к экклезиологии. Некоторые выступают с уверенной позиции «вседавнопонятно», некоторые честно пишут, что «лес тёмный и конь не валялся». Но в чем они сходятся, это в апелляции к 9-му члену символа веры: «единая Святая Соборная и Апостольская». Меня заинтересовала характеристика «Апостольская».

В учебниках упомянуто, что от Бога в Церкви была установлена иерархия.

Глава Церкви - Бог.

Затем:

апостолы,

епископы,

пресвитеры,

диаконы.

Над иерархией - Бог, под иерархией - миряне, всё логично.

Потом долго рассказывается про важность и великость апостольского служения, и переходится к важности служения епископского, которые поставлены на служение апостолами. И где-то между делом замечается, что функция апостолов была успешно выполнена и посему это служение прекратилось. Далее увлеченно продолжается про священство и диаконство...

У меня тут же возникли недоумения:



- А что, так оказывается было можно? То есть высшая ступень иерархического служения благополучно отмерла и это нормально? А тогда, если одна (на минуточку - высшая) иерархическая степень может так легко отчалить, так может и другие не вечны? Может и епископы - это тоже не навсегда? А затем и священники благополучно закончатся, и останутся одни дьяконы? А затем… (хм, может протестанты и не так уж неправы?) Ну, то есть разговор за логику, если есть прецедент, то или его можно транслировать на все аналогичные ситуации, либо особо оговаривать его чрезвычайный и эксклюзивный характер. В случае упразднения апостольского чина такое прямое повеление видимо должно происходить от Того, кто иерархию утверждал, то есть от Бога. Мне не известны такие Его прямые повеления, но может я что-то пропустил, и всё-таки они есть? Если же нет, то здесь получается грех даже не столько против Бога, столько против логики - ну нельзя же, в любой иерархической системе устроить праздник непослушания на одном из этажей, так, чтобы это не развалило всю пирамиду!

И вот теперь самое интересное - а почему апостолов нет? Причем нет не только апостолов, но куда-то подевались ещё и учителя, и пророки, и целители, и чудотворцы, и утешители, ... все-все служения, кого апостол Павел перечислял в посланиях. Вот раз, и никого вдруг не стало! С чего бы это? Опять отмерли естественным путём? Какой-то удивительный духовный дарвинизм получается, более стойкие служения выжили, а менее стойкие оказались нежизнеспособными и проиграли в конкурентной борьбе… А возможно, что именно так и произошло! Вот ведь, уважаемый дьякон Андрей неоднократно упоминал об эпической битве епископов и дидаскалов, в которой остался только один победитель. Возможно эту победу можно объяснить тем, что конкретно в данном иерархическом чине оказались слишком удачно объединены ресурсы духовной и земной власти, у всех остальных было что-то одно, вот они и проиграли. Если так, то понятно почему и сейчас не возникает новых апостолов, новых пророков и прочих служений. То есть может они и возникают, теоретически ведь бывают подвижники, имеющие прямое общение с Богом, те же старцы, вот видимо в таком внеиерархическом, полуподпольном варианте всё и происходит. Но стоит где-то возникнуть заметной неконтролируемой духовной активности, как иерархи незамедлительно преодолевают возникшее затруднение, и снова остается Церковь, по названию «апостольская», а по факту - епископская.

И ещё аспект. Дословный перевод «епископ» - это «надзиратель». Стало быть, епископы надзирают за священниками, а те командуют диаконами, супер. По-видимому, логика здесь такая - грех притягательней в долговременной перспективе, и если всех оставить без надзора, то в конечном итоге все развратятся, а значит нужен надзор. Ведь если бы не так, то и надзора бы не потребовалось? Ну побалуются, пошалят, но в целом по больнице динамика будет положительной. Ан нет, практика показала, что без надзора динамика негативная, то есть руководство всё-таки нужно. ОК, но кто ж тогда надзирает за епископами? То есть если диакон запил, его вразумляет отец настоятель, если неподобающе себя ведет священник, его наказывает архиерей. А если развратился архиерей? Если никто, то тогда логично получается, что тотальная деградация всей поместной церкви неизбежна??

Конечно можно сказать, что над епископами есть патриарх, но это увы, не православная, а именно католическая позиция. У них хотя бы есть догматическое обоснование такой иерархической ступени, правильное/неправильное - это их дело, пусть у них об этом голова болит. У нас то это в принципе не работает, и то, что патриарх ставит себя на место Папы в отношении к архиереям это всего лишь личностно обусловленная девиация, но никак не догматика православия.

Собор? Не прокатывает, в богоустановленной иерархии нет такого чина. Логика неумолима: если можно заменять вышестоящий иерархический чин коллегиальным решением нижестоящих служащих, ну так значит легко можно упразднить и епископский сан, и заменить его соборными решениями низшего духовенства! И так далее…

То есть получается, что реальная ответственность перед вышестоящим чином у епископов заменена виртуальной ответственностью перед Богом, который очень удобно напрямую не вмешивается в дела людские, чтобы не стеснять человеческую свободу. И невозможно Его упрекнуть в безразличии, Он же поставил целый иерархический чин для этих целей! Апостол - это же Посланник, то есть тот, кто принимает информацию напрямую от Бога и передает её людям. Но люди, а точнее тот иерархический чин, который и должен был принимать информацию (не всегда комплиментарную) от апостолов, этих самых посланников благополучно извел. Ну не нужны им советы, это же так удобно иметь этих самых посланников не под боком, а в статусе «вечно живых классиков», писания которых можно изучать, конспектировать, и толковать как душе (или властям) угодно. А раз они лишили человечество «проводников» Божественных советов, то у Бога осталось в инструментарии только кнут... ну и личное взаимодействие с особо продвинутыми подвижниками. Впрочем, кнут - это для всех, а пряники только для единиц, так как пряники для всех должны были раздаваться по иерархической лестнице, но лестница не работает, так как верхний этаж лестницы оказался отпилен.

Вот как-то так…

Мне представляется разумным всё-таки расшить эти логические неувязки в нашем практическом богословии.

Up