К 59-му генному ключу
Томас Мур “Родственные души”
Слово “близость” означает “глубокая внутренняя связь”. Английский вариант, “intimacy” происходит от превосходной степени латинского слова inter , означающего “внутри”. Его можно перевести как “самый внутренний” или “находящийся глубже всего”. В наших близких отношениях “самые внутренние” измерения нас и других людей тесно пересекаются.
Внутренний не обязательно означает интроспективный или самопоглощенный, сокровенный, не активный, рефлексивный или самовлюбленный. Люди могут быть близки во время игры в теннис или карты, беседы, путешествия, горячей дискуссии или находясь в одной комнате, читая книги. Глубина внутренней жизни человека проявляется в прозрачности его жизни: в том, насколько легко он выражает свои эмоции и мысли, в том, насколько он знаком со своей душой. Именно стремящимся все контролировать, замкнутым людям близость дается с трудом, т.к. они оторваны от своей глубинной сущности, и поэтому ей нет места в их отношениях. Человек, не склонный к близости находится в подвешенном состоянии, отделенный как от своей собственной глубины, так и от душ других людей.
Близость с другими исходит из близости с самим собой. Не имеет смысла искать близости с друзьями, возлюбленными и родственниками, если вы в разладе с самим собой. Я не утверждаю, что весь психологический опыт имеет внутренний характер, но очевидно, что динамика, драма и аспекты индивидуальной души проявляются во внешнем мире, так что отношения всегда колеблются между внутренним и внешним, это всегда танец индивидуальной души с другими людьми.
Если мы не уделим внимание нашим собственным отношениям с душой, то внутреннее и внешнее могут быть смешаны. Дружба с самим собой - это не просто метафора или сентиментальная идея. Это основа любых отношений, так как это фундаментальное признание роли души. Мы можем ощущать напряжение в жизни и полагать, что виной тому проблемы в отношениях с кем-либо, но это, на первый взгляд, внешнее напряжение может быть отголоском внутреннего конфликта.
В своей работе “Брак как психологические отношения” Юнг рассматривает эти понятия с интересной точки зрения, включая ограничения нарциссического подхода к отношениям. Он подчеркивает, что одной из основных проблем в отношениях является неосознанность участников отношений. Двое людей в близких отношениях могут совершенно не осознавать темы, которые придают значение их отношениям и вызывают в них напряжение. Люди, чей брак находится на грани распада, зачастую поверхностно смотрят на свои проблемы. Иногда, скорее всего для того, чтобы избежать слишком больших потрясений, люди пытаются найти объяснение своей ситуации среди никак с ними не связанных клише или пытаются анализировать свои отношения абстрактно и туманно и никак не продвигаются в сторону ответов.
Другая нарциссическая проблема, на которую указывает Юнг, это то, что люди, находящиеся в отношениях, полагают, что психологическая жизнь проста. Человек может не осознавать, насколько сложен другой, и полагать, что этот другой настолько же прозрачен, как кажется. Можно быть психологически наивным и ожидать, что партнер таков же, как и он сам. Словами Юнга: “Человек предполагает, что другой имеет схожую с ним психологическую структуру”. Однако в душевных отношениях партнеры знают, что мы все индивидуальны, со своим собственным богатством, которое не всегда может быть полностью и четко проявлено в повседневной жизни, и что близкие отношения требуют смелого и искреннего признания различий между людьми.
Отношения бывают неосознанными, если сами люди неосознанны. Конечно, ни один человек и никакие отношения не бывают полностью осознанны. Быть полностью осознанным, даже если бы это было возможно, нежелательно, т.к. “неосознанное” - это негативное слово, означающее то, что можно было бы более положительно определить как богатство, лежащее под поверхностью осознанного. Многое из происходящего в отношениях, и даже того, что приносит радость и поощрения, неосознанно. Однако, конфликты и сложности могут возникнуть из-за неправильного отношения к богатству личности и души.
“Достижение осознанности” не обязательно предполагает аналитическое понимание происходящего в отношениях, а скорее утонченное, вдумчивое, не такое буквальное отношение к людям в целом и отношениям в частности. Человек, знакомый с особенностями души, знает, что она крайне сложна и редко подчиняется нормам и ожиданиям рационального мышления. Осознанный человек знает о многомерности души и умеет анализировать действия и переживания близкого друга, члена семьи или партнера, зная, что кажущееся не всегда таковым является.
Идея душевных отношений вовсе не так сентиментальна, и на самом деле сложна в воплощении. Смелость, необходимая для того, чтобы открыть свою душу и выразить ее и чтобы принять другого, бесконечно больше тех усилий, которые мы прилагаем к тому, чтобы избежать близости. Раскрытие души схоже с болезненным раскрытием тела во время родов. Это настолько болезненно, что мы зачастую избегаем близости, несмотря на то, что в конечном итоге такая открытость приносит огромную радость.
Близость в отношениях требует уважения к настроениям, фантазиям, эмоциям и поведению души. Большинство из нас контролируют себя достаточно хорошо, но в какой-то момент наша иррациональность выходит на поверхность. У нас у всех есть в шкафу скелеты и монстры в сердце. Можно принять за аксиому тот факт, что человеку, подчеркнуто проявляющему здравомыслие и высокую моральность, скорее всего, сложно быть здравомыслящим и высоко моральным.
#гк_россии #59ГК #близость .
.