Скажу прямо, писать по этому поводу скучно, поскольку все уже было сказано:
здесь,
здесь,
здесь и
здесь. Но все же пару слов скажу.
«
Мне было предложено одним британским продюсером взяться за эту тему. Тема была именно так означена - апокалипсис. В результате нашей работы с моим соавтором Олегом Негиным мы пришли к тому, что написали сценарий "Елена", исключительно основываясь на этом предложении написать сценарий, а далее снять фильм на эту тему. Но эту тему я для себя сузил, мы в замысле сузили его до личного, персонального, частного случая. Елена - это то самое поле битвы, где внутри этого человека происходит эта мистерия, вот это обрушение нравственных основ. Она просто гибнет, сама этого не понимая. С ней внутри происходит этот апокалипсис, умаление этого человека, внутреннего человека до ядра, до атома. В связи с этими идеями я и давал интервью, где довольно часто употреблял это слово "апокалипсис", потому что я жил в этой теме. Я именно это называю апокалипсисом, то, что происходит ныне на нашей территории, у нас в стране с человеком».
Значит фильм Звягинцева «про апокалипсис»?
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один»
(Мф.24:36)
Не получается «про апокалипсис», ибо Звягинцев ничего о нем не знает, и знать не может. Не получается и «про смерть души», потому что «апокалипсис» - это не «смерть», а Воскрешение души человеческой к Жизни вечной.
Что же остается в сухом остатке? Остается фантазия г-на Звягинцева о смерти души русского человека. «Просто сказка» - злая, человеконенавистническая. Злые сказки пишут озобленные люди, люди с больной душой. Потому что в мире достаточно зла невыдуманного, чтобы дополнять его злом вымышленным. Кинофильм «Елена» - это автопортрет режиссера Звягинцева и не более того. Печальная история его личной душевной болезни. И весьма прискорбно наблюдать, как личной болезни растерянного человека пытаются придать не просто социальное, но и русофобское звучание.