Aug 22, 2016 13:25
Я смотрел в жизни достаточно фильмов, тешил себя надеждой, что большинство я смотрел осмысленно, анализируя и разбираясь в них. По просмотру в голове появлялась стройный образ увиденного, понятого, осознанного и прочувствованного. Казалось, дай мне слово, и я выдам такую развёрнутую и продуманную рецензию, что все ахнут. Как ахнули все на первых пробах Бетти. И этот образ всеобщего восхищения, собственной уверенности в том, что все пройдёт так, как ты себе вообразил, - неважно встреча ли, выступление или общение с недосягаемыми для тебя людьми - этот образ, он так же картонен и двумерен, как и большинство сцен из первой части фильма.
Двумерность поначалу смущает, но картина смотрится без напряга, потому как думаешь, что знаешь, куда ведёт эта картонная дорога. Однако сюжет постоянно похрустывает, ломаясь в неожиданных местах. Это не захватывает и не распаляет, а раздражает, кажется нелогичным. Я, честно говоря, бачил з перерывами. Держал фильм только своей неправильностью, как иногда смотришь на инвалидов или деформированных людей, завороженный уродством.
И только вторая часть придаёт картине долгожданный объём. Не предыдущим сценам, как бывает в других фильмах, когда раскрывается неизвестная ранее деталь, а всему произведению в целом. Во второй - реальной - части развитие сюжета, поведение персонажей, - все выпукло и осязаемо.
Для меня этот контраст и стал осью картины. Именно это сочетание мечтаний-воспоминаний о жизни и реальной жизни стало для меня основным конфликтов истории. Именно Линч совместил в моей голове режиссёра и художника, потому что я увидел Картину в фильме. Не ответ на вопрос, не вопрос, не рассказ, а именно картину-образ-изображение, что-то невыразимое словами.
У меня бывает такое, когда мысли роятся в голове, и их броуновское движение превращается в образ. Линч воплотил это ощущение, дал ему мясо и кровь.
В тех местах, где картонные сцены не сходятся, возникают другие плоскости-клише. То мы в типичном голливудском фильме про голливуд, потом резко в него врезается мафиозно-мистическое кино. Это тот монтаж, что происходит в голове, когда человек мечтает о чем-то. Персонажи в голове должны действовать так, как мне угодно. И у себя в голове человек равен Творцу. Но и творения равны людям, и они свободны. Поэтому, когда возникает элемент принуждения, ограничения воли и свободного движения, он подаётся туманно-мрачно, фатально и гнетуще. Возникает фигура сатаны.
Линч первый, про кого мне невольно подумалось: "взрослый", исходя из его творения. Потому что воплощённый им образ - взрослый и умный. Взрослый для меня, разумеется, я чувствую, что это предел моего понимания кинематографических высказываний. Так что теперь буду копать Линча.
линч,
размышление,
рецензия,
малхолланд,
Кино