Aug 08, 2009 17:27
Сделали вчера очередную энцефалограмму у Н.Л.Горбачевской (предыдущая была четыре месяца назад). Результат неоднозначный.
С одной стороны - впервые проявился чёткий сенсомоторный ритм, ранее он был всегда подавлен. Альфа-ритм довольно регулярный и хорошо структурирован. Раньше структурирование было выражено слабее.
С другой стороны - ещё больше возросла бета-1 активность, причём во всей коре.
Эти данные говорят о том, что у Сони наконец-то реально появилось и, главное, фиксируется в мозгу ощущение собственного тела. Т.е. возможности реабилитации для для неё ещё не исчерпаны, и она может гораздо лучше себя контролировать, действовать произвольно. (И.Шпицберг тоже сказал мне в лагере, что, по его ощущениям, у Сони ещё идут в мозгу перестроечные процессы. Но некоторые другие специалисты говорили, что все возможности мозга к реабилитации уже исчерпались, и речь может идти только о социализации в том состоянии, что есть. )
Но и перевозбуждение в коре таково, что Соне крайне трудно адекватно реагировать на окружающее, в т.ч. и на занятия, а у неё ведь и самый пик пубертата к тому же... Это перевозбуждение надо как-то гасить. Но вот как, если лекарства - не наш вариант?
И как составить реабилитационную программу на следующий год? Учитывая 11 класс школы, и острейшую необходимость разрыва нашего с ней симбиоза?
Похоже на то, что проявление сенсомоторного ритма - это результат воздействия телесного цикла ТОМАТИСа, т.е. ТОМАТИС остаётся. (Да и звучит она уже давно обычным, а не аутячьим голосом, это тоже работа ТОМАТИСа.).
Иппотерапия тоже остаётся, да и нужно давать сейчас как можно больше воздействий на тело - тренажёрный зал, бассейн, массаж, нейропсихолог или телесно ориентированная психотерапия, или ещё что...
Логопедия сейчас нужна усиленная, не менее трёх раз в неделю, в лагере она стала проговаривать(по просьбе!) некоторые звуки...
Канистерапия - обязательно, там Соня прорабатывает очень серьёзные проблемы.
Занятия с И. Шпицбергом тоже необходимы, без них она не может ещё... И занятия с психологом на компьютере нужны, надо ей привыкать печатать без поддержки в моё отсутствие, да и контакт у Соньки с психологом очень хороший, о серьёзных вещах они говорят... И хотели с сентября возобновить занятия по АБА, Сонька сама отметила, что когда она с Ларисой занималась, цепочки действий хорошо выстраивались и закреплялись...
Вот сколько всего... А ведь и школа 11 класс, и поездки на такси в Москву, общественный транспорт пока очень ей труден...
И в любом случае очень нужен тютор, человек, с которым я могла бы отпускать Соню в Москву хоть 1-2 раза в неделю, который сопровождал бы её и помогал ей.
Не знаю, как быть, что делать, подрастерялась как-то.