Сергей Фаустов. Эксперимент на симметрию. И.Бродский и Н.Рубцов.

Feb 28, 2012 21:34

Оригинал взят у batya27 в Сергей Фаустов. Эксперимент на симметрию

  Мы начинаем серию публикаций стихов Иосифа Бродского и Николая Рубцова с этой статьи. Это исследование заслуживает внимания необычным подходом к судьбам двух великих Русских поэтов. Дальше судить Вам, наши дорогие читатели. Статья  сделана по материалам сайта "Душа хранит" и предоставлена журналу "Все искусства" Сергеем Фаустовым.

Сергей Фаустов

ИОСИФ БРОДСКИЙ И НИКОЛАЙ РУБЦОВ

(Эксперимент на симметрию)

История СССР содержала в себе страницы, особый смысл которых проявился спустя десятилетия. Первые два слова в предыдущей фразе написаны  для большей значительности, потому что эта история сама себя называла экспериментом. 
      Одна из страниц относится к 50-60-м годам, когда наступала хрущевская «оттепель» и она же продолжалась еще несколько  брежневских лет. 
      С одной стороны, литературные болельщики на стадионах внимали Евтушенко, Рождественскому, Вознесенскому... 
      А в то же время на Северо-Западе России уже начинали свой путь два великих поэта, которых одинаково не знал никто: Николай Рубцов и Иосиф Бродский. 
      Дальнейшее повествование построим в виде двух параллельно-последовательных рассказов.

Дата рождения

3 января 1936 г.

24 мая 1940 г.

Место рождения

Емецк, Архангельской обл.

Ленинград

Образование

7 классов (в 1962 г. закончил вечернюю школу)

8 классов (без аттестата зрелости)

Профессии

кочегар 
матрос 
учеба в горном техникуме 
 (не закончена)

фрезеровщик 
техник-геофизик 
кочегар 
матрос

Начал писать

1957г.

1955г. (?)

Отметим, что курсив относится к Рубцову, а обычный шрифт - к Бродскому. 
В 1964 году Николая Рубцова отчислили из Литературного института и он уехал в деревню Никола. В том же году Иосифа Бродского судили за тунеядство и отправили в ссылку  в Архангельскую область в деревню Норенская, близ станции Коноша, на границе Вологодской и Архангельской области. По прямой между поэтами было километров двести. Для двух имен такого всемирного масштаба -  это одна географическая точка. Трудно удержаться от соблазна привести здесь отрывки. Из Рубцова - «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу», и Бродского - «Отскакивает мгла от окон школы, звонят из-за угла колокола Николы». Оба они были вынуждены пребывать в деревне. 
      Их поливал один «архангельский дождик». Снег выпадал и таял в один день. Они собирали грибы и ягоды, встречались с друзьями, каждый со своими, если только к ним кто-то приезжал. 
      31 мая 1964 года Бродский, хоть и по другому поводу, но написал очень показательные строки:

Два путника, зажав по фонарю, 
одновременно движутся во тьме, 
разлуку умножая на зарю. 
хотя бы и не встретившись в уме.

Советская жизнь поставила уникальный эксперимент - два  поэта, как два близнеца от искусства, шли своей дорогой, параллельной дорогой, иногда чуть ли не сталкиваясь на Невском проспекте в Ленинграде или где-то на железной дороге на Вологодчине (все это было возможно). И будучи незнакомыми друг с другом, доказали один и тот же тезис, который сейчас знают все: для своего признания нужно перейти в другой мир -  у Рубцова - смерть, у Бродского - отьезд с Родины. 
      В 1990 году была выпущена книга Рубцова «Видения на холме» , а в следующем, в 1991 году, Бродского  - «Холмы». Специальной связи между этими двумя событиями, точнее - названиями сборников - нет, но совпадение совершенно не случайно. Вот из этих двух книг мы и будем цитировать.  Бродский  объясняет, что такое холмы:

Холмы - это наша юность, 
гоним ее, не узнав. 
Холмы - это сотни улиц. 
Холмы - это сонм канав. 
Холмы - это боль и гордость. 
Холмы - это край земли. 
Чем выше на них восходишь, 
тем больше их видишь вдали. 
Холмы - это наше страданье. 
Холмы - это наша любовь. 
Холмы - это крик, рыданье, 
уходят, приходят вновь. 
Свет и безмерность боли, 
наша тоска и страх, 
наши мечты и горе, 
все это в их кустах...

В другом стихе он говорит, что равнина - это смерть, холмы - это жизнь . 
А вот  отрывки из двух стихотворений: «Я буду скакать по холмам...» и «Ты поскачешь во мраке...»  Первое было написано в  1963  Рубцовым,  а второе - в 1962 году Бродским.

Рубцов:

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, 
Неведомый сын удивительных вольных племен! 
Как прежде скакали на голос удачи капризный, 
Я буду скакать по следам миновавших времен...

Бродский:

Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам, 
вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме к треугольным домам, 
вдоль оврагов пустых, по замерзшей траве, по песчаному дну, 
освещенный луной и ее замечая одну.

Рубцов:

Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды! 
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей! 
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы 
Старинной короной своих восходящих лучей!.. 
Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье 
И тайные сны неподвижных больших деревень. 
Никто меж полей не услышит глухое скаканье, 
Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.

Бродский:

Кто там скачет, кто мчится под хладною мглой, говорю, 
одиноким лицом обернувшись к лесному царю, - 
обращаюсь к природе от лица треугольных домов: 
кто там скачет один, освещенный царицей холмов? 
Но еловая готика русских равнин поглощает ответ, 
из распахнутых окон бьет прекрасный рояль, разливается свет; 
кто-то скачет в холмах, освещенный луной, возле самых небес, 
по застывшей траве, мимо черных кустов. Приближается лес.

Какая муза дала им  домашнее задание, написать сочинение на заданную тему, устроив такую невероятную перекличку? В.Белков в книге «Жизнь Рубцова» пишет: «Рубцов не мог не знать стихотворения И.Бродского, написанного в 1962 году... Даже по этой короткой цитате видно, насколько близки два стихотворения. Но Рубцов, гений отклика, всегда отвечал сильно и по-своему. И на вопрос Бродского... Рубцов ответил твердо и определенно!»

Рубцов:

...Воспрянув духом, выбегу на холм 
И все увижу в самом лучшем свете. 
Деревья. избы, лошадь на мосту, 
Цветущий луг - везде о них тоскую. (1965)

Бродский:

...я на бугор взбежал  и увидал: 
шоссе пустынным было и неровным. 
Но небо, подгибая провода. 
не то сливалось с ним, не то касалось. 
Я молча оглянулся, и тогда 
совсем другой мне роща показалась.

«Мил Николаю Рубцову образ необозримого российского простора с бескрайностью лесов, болот и полей. Романтической таинственностью полон этот образ, в котором грезится что-то сказочное, призрачное. Впечатление создается не столько пластически, сколько намеком, музыкой, настроением.» Так писал критик Василий Оботуров. Но разве не то же самое можно говорить о Бродском?

Бродский:

Здесь на холмах, среди пустых небес, 
среди дорог, ведущих только в лес, 
жизнь отступает от самой себя 
и смотрит с изумлением на формы, 
шумящие вокруг. И корни 
вцепляются в сапог, сопя, 
и гаснут все огни в селе. (1964)

«...стремящиеся в его текст слова участвуют в событии, важность которого безошибочно угадывается читателем вне зависимости от характера этого события и отношения к нему автора. Кажется. именно поэтому у Бродского интересно решительно все - вплоть до шуточных почеркушек.»  Так писал составитель «Холмов» Г.Комаров.  Но разве не то же самое можно говорить о Рубцове? Вот первое, рубцовское, что наугад попало мне для иллюстрации.

Я вспомнил угрюмые волны, 
Летящие мимо и прочь! 
Я вспомнил угрюмые молы, 
Я вспомнил угрюмую ночь. 
Я вспомнил угрюмую птицу, 
Взлетевшую жертву стеречь. 
Я вспомнил угрюмые лица, 
Я вспомнил угрюмую речь. 
Я вспомнил угрюмые думы, 
Забытые мною уже... 
И стало угрюмо. угрюмо 
И как-то спокойно душе.

Можно только удивляться, как будучи в ссылке, получив приговор ни за что, сохранить в себе любовь к отчизне и удержаться от злобы. Вот что писал Бродский 25 марта 1964 года в Архангельской пересыльной тюрьме:

Сияние русского ямба 
упорней и жарче огня, 
как самая лучшая лампа, 
в ночи освещает меня. 
Перо поднимаю насилу, 
и сердце пугливо стучит. 
Но тень за спиной за Россию, 
как птица на рощу кричит, 
да гордое эхо рассеян 
засело по грудь в белизну.

Такие строки может написать только тот, кто знает, что для птицы значит  спасительная роща. Бродский не озлоблен: «Северный край, укрой. И поглубже. В лесу. Как смолу под корой, спрячь под веком слезу». Удивительно, но и следующее высказывание о Рубцове можно так же отнести и к Бродскому. Виктор Астафьев рассказывал, как Рубцов попал в обидную для него скандальную ситуацию  и откликнулся на нее стихами. «У посредственного поэта они были бы обязательно злые... у него стихи стали еще печальнее, пронзительнее, он в душе простил... Вот это первый признак большого поэта и писателя. Он не опустился до зла, до мести». Бродский из ссылки пишет, что он «на Севере родном, когда в окне бушует ветер на исходе лета». 
      Дальнейшее повествование приведет к тому, что вы перестанете отличать Бродского от Рубцова. И на этом мне придется закончить. 
      На одной из недавних выставок в областной картине галерее я увидел линогравюру одного художника. Подпись гласила: «Рубцов». Но всякий мог заметить, что портрет более всего похож на Бродского, особенно, говоря его же словами, «лысоватым затылком». Технология гравюры такова, что художник получает на бумаге зеркальные отпечатки. Так и в зеркале мы видим не себя. Плоскость симметрии меняет облик самым удивительным образом, и в этом мире нам только и остается удивляться русской поэзии и вовлеченной в нее вологодской литературе.

Первоисточник: 
Фаустов Сергей. «Харизма вологодской литературы», серия «БИСЕР», Вологда, «Свеча», 1997г.

Публикуется по сайту Сергея Фаустова http://faustov.ru/?p=15

Редактор Клементина Игрекова

перепост, стихи

Previous post Next post
Up