Теме сланцевого газа и его «спасительной роли от русской газовой зависимости» пришел конец

Feb 05, 2012 17:05

«Сланцевый газ продолжает будоражить мировую геополитику, однако последние новости о неудачах с его добычей в Европе указывают на то, что радоваться в этой ситуации может только Америка», - пишет в журнале «ForeignPolicy» его обозреватель Стив Левайн.

Восторгам, которыми сопровождалась последнее время тема сланцевого газа и его «спасительная роль от русской газовой зависимости», похоже, пришел конец. На днях «ExxonMobil» объявила, что ее попытки бурения в Польше не привели к положительным результатам.

Расчет на то, что сейчас в Европе, и прежде всего в Польше, моментально удастся организовать забор сланцевого газа, оказался чрезмерно оптимистическим. Между тем, еще пару месяцев назад поляки уверяли братьев по ЕС, что скоро российской гегемонии на европейском рынке газа будет поставлен жесткий заслон: Варшава-де сможет легко покрыть значительный процент потребности европейского газового рынка за счет сланцевых источников.

Но выводы «ExxonMobil» оказались слишком неутешительными. По информации корреспондента агентства «Bloomberg» Джо Кэрролла, две разведочные скважины «ExxonMobil» в Польше «не дали достаточно газа, для того, чтобы добыча была признана выгодной».

Причем это - уже не первый плохой знак в области европейских газовых перспектив. Как сообщила на днях своим клиентам компания «Bernstein Energy», за последние два года разведочные скважины компаний «Lane Energy», «3Legs Resources» и «BNK Petroleum» на северо-западе Польши дали лишь небольшие объемы газа.

В прошлом году «Shell» объявила об аналогичных негативных результатах работ в Швеции, а в 2010 году «Exxon» заявила о провале своего проекта по добыче сланцевого газа в Венгрии.

«Кроме того, - пишет в «Foreign Policy» Стив Левайн, - Франция и Болгария запретили технологию гидроразрыва, которая используется, чтобы добывать сланцевый газ». Дело в том, что эксперты подняли «девятый вал» критики подобной технологии, утверждая, что наносится непоправимый ущерб экологии регионов. А других эффективных технологий добычи сланцевого газа пока, увы, в природе нет.

В своей статье в «Bloomberg» Д. Кэрролл ссылается на мнение главы чикагской компании «Brookshire Advisory» Джианны Берн. Она же замечает, что «разведка сланцевого газа - это бизнес с большими расходами и большими рисками». А оттого желающих вкладываться в эту затею и терпеть «большие риски» не так уж много.

Другое дело, что бум добычи сланцевого газа в США некоторое время назад потряс основы геополитики, бросив вызов российскому контролю над поставками газа в Европу.

Многие тогда полагали, что на очереди поставки больших объемов сланцевого газа из Европы, в особенности из Польши. «Считали, что это еще сильнее осложнило бы жизнь Владимиру Путину, с его основанной не нефти и газе властью», - пишет Стив Левайн в «Foreign Policy».

Однако последние новости из Польши перечеркнули эти радужные планы. Да и в самих США история со сланцевым газом еще до конца не ясна. И американская тема начинает вписываться в поток «плохих новостей» о «сланцевой революции». Пару недель назад американское Управление по энергетической информации снизило свою оценку подлежащих добыче объемов сланцевого газа в США на 40 %. Таким образом, даже там, где еще недавно жестко программировались значительные размеры его добычи, возникли серьезные затруднения.

А ведь еще полгода назад сотрудник Совета национальной безопасности США Исаак Асмолзон, комментируя ситуацию с перспективами добычи сланцевого газа в интервью газете «The Boston Globe» заявлял: «Возможности избавить зависимость Европу от российского газа как никогда велики».

Все, однако, оказалось значительно сложнее, чем предполагали геополитические оптимисты антироссийского разлива.

Но даже последние вести со «сланцевого фронта» не остудили до конца борцов с российским газом. Тот же С. Левайн из «Foreign Policy» полагает: «что касается Европы, то, если в Польше в итоге не окажется сланцевого газа, пригодного для промышленной добычи, основной фокус здесь переместится восточнее, на Украину, которой коррупция и уязвимость от России мешают разрабатывать ее запасы нефти и газа». То есть, добыча здесь может быть легче, чем в Польше, да вот только Россия сильно мешает.

Между тем, по прикидкам той же компании «Brookshire Advisory», добыча сланцевого газа на Украине нисколько не отличается по сложности, чем в Польше. И все оптимистические геополитические конструкции могут разбиться об элементарные производственные технологии.

Обозреватели «The New York Times» Барбара Льюис и Хеннинг Глойштайн замечают в своей статье на прошлой неделе: «У Европы есть свои запасы сланцевого газа, в первую очередь в Польше. Тем не менее, аналитики считают, что континент вряд ли ждет взлет использования нетрадиционных газовых ресурсов, аналогичный американскому. Это связано с разницей между правовыми системами, с более трудными геологическими условиями и с сомнениями относительно последствий применения технологии гидроразрыва, с помощью которой добывают газ из сланцев, для экологии».

Отсюда С. Левайн делает в статье в «ForeignPolicy» вполне определенный вывод: «Все это означает, что сланцевый газ не будет поступать из Европы еще много лет. Это также означает, что в ближайшее время у Путина и его «Газпрома» будет одной проблемой меньше».

Кажется, размахивание в сторону России жупелом «сланцевой газовой независимости» потихоньку сбавляет силу.

Впрочем, российские специалисты-энергетики давно говорили об эфемерности этой угрозы. Как говорится, «за морем телушка - полушка, да рубль перевоз». И об этом стоило думать авторам этой антироссийской «психической щекоталки» давно, чтобы не ставить себя в глупое положение.

Источник

информационные войны, украина, перепост, евроинтерграторы, геополитика

Previous post Next post
Up