У генерала армии С.М.Штеменко, начальника Генерального Штаба в 1948-1952 годах, есть мемуары («Генеральный штаб в годы войны»). Там он вспоминает, как после войны беседовал со Сталиным.
«…В ходе разговора И. В. Сталин вдруг спросил:
- А как думает молодой начальник Генерального штаба, почему мы разбили фашистскую Германию и принудили ее капитулировать?»
Штеменко стал отвечать в общем и целом, вспоминать слова самого Сталина. Последний прервал:
« - Все, что вы сказали, верно и важно, но не исчерпывает всего объема вопроса. Какая у нас была самая большая численность армии во время войны?
- Одиннадцать миллионов человек с небольшим.
- А какой это будет процент к численности населения?
Быстро прикинув в уме численность перед войной населения - 194 млн., я ответил: около шести процентов.
- Правильно. Но это опять-таки не все. Нужно учесть и наши потери в вооруженных силах, потому что убитые и погибшие от ран бойцы и командиры тоже входили в численность армии...
Учли и это.
- А теперь,- продолжал Сталин, - давайте подсчитаем, как обстояло дело у Гитлера, имевшего с потерями более чем 13-миллионную армию при численности населения в 80 миллионов человек.
Подсчитали. Оказалось - больше 16 процентов.
- Такой высокий процент мобилизации - это или незнание объективных закономерностей ведения войны, или авантюризм. Скорее, последнее, - заключил Сталин. - Опыт истории, общие законы ведения войны учат, что ни одно государство не выдержит столь большого напряжения: некому будет работать на заводах и фабриках, растить хлеб, обеспечивать народ и снабжать армию всем необходимым. Гитлеровский генералитет, воспитанный на догмах Клаузевица и Мольтке, не мог или не хотел понять этого. В результате гитлеровцы надорвали свою страну. И это несмотря на то, что в Германии работали сотни тысяч людей, вывезенных из других стран...»
Якеменко https://t.me/ASGasparyan/60019