Эксклюзив: эксперты говорят, что изменения в Большой мечети Шадиана знаменуют завершение пятилетней кампании по китаизации
Последняя крупная мечеть в Китае в городе Шадянь 沙甸, сохранившая черты арабского стиля, лишилась своих куполов, а минареты были радикально изменены, что стало завершение правительственной кампании по китаизации мусульманских культовых сооружений в стране.
Купол был демонтирован и заменен крышей пагоды в китайском стиле Хань, а минареты были укорочены и преобразованы в башни-пагоды.
Великая мечеть Шадиана до и после китаизации. Фото: Карты Google
В 2018 году правительство Китая опубликовало пятилетний план по “китаизации ислама". Частью плана было противодействие иностранным архитектурным стилям и продвижение исламской архитектуры с китайской спецификой.
Большая мечеть Шадянь, одна из крупнейших и величественных мечетей Китая, возвышается над небольшим городком, от которого она получила свое название, в юго-западной провинции Юньнань.
До прошлого года комплекс площадью 21 000 квадратных метров представлял собой большое здание, увенчанное кафельным зеленым куполом, украшенным полумесяцем, по бокам которого возвышались четыре купола поменьше и высокие минареты. На спутниковых снимках 2022 года виден входной павильон, украшенный большим полумесяцем и звездой, выполненными из ярких черных плиток
Фотографии, спутниковые снимки и свидетельства очевидцев за этот год показывают, что купол был демонтирован и заменен крышей пагоды в китайском стиле Хань, а минареты были укорочены и преобразованы в башни-пагоды. Видны лишь слабые следы плиток в виде полумесяца и звезды, которые когда-то украшали переднюю террасу мечети.
Другая достопримечательность Юньнани,
Наджиайинг, расположенная менее чем в 100 милях от Шадиана, также недавно была лишена исламских элементов в ходе реконструкции.
В 2018 году китайское правительство
опубликовало пятилетний план по “китаизации ислама”. Частью плана было противодействие "иностранным архитектурным стилям” и продвижение “исламской архитектуры ... которая полна китайских особенностей”. Утечка
меморандума Коммунистической партии Китая показывает, что местным властям было поручено “придерживаться принципа больше сносить и меньше строить”.
Руслан Юсупов, антрополог из Корнельского университета, который провел два года в Шадиане, проводя полевые исследования, сказал: “Китаизация этих двух знаковых мечетей знаменует успех кампании. Даже если в деревнях останутся небольшие мечети в арабском стиле, местным общинам будет трудно оспорить их китаизацию ”.
Ханна Тикер, историк ислама в Китае из Плимутского университета, сказала, что
кампания по китаизации мечетей продвигалась “провинция за провинцией”, и Юньнань, одна из самых удаленных провинций от Пекина, была затронута последней. “К 2023 году в сообществах возникло ощущение, что архитектурная китаизация достигнет знаменитых мечетей Юньнань, которые являются последними крупными мечетями в Китае”.
..
Хуэи - китайское мусульманское этническое меньшинство, большинство из которых проживает в западном Китае. Согласно переписи 2020 года, хуэйцев насчитывается более 11 миллионов, что соответствует численности уйгуров.
Юсупов сказал, что строительство мечетей Шадиан и Наджиайинг отражает “способность мусульман восстановить религиозное и исламское пространство после культурной революции. В эпоху Си Цзиньпина включение китайских мусульман в национальное пространство происходило из-за ухудшения или обезображивания их [мечетей].”
Мусульманин из провинции Хуэй, выступавший против реконструкции мечетей, сказал: “Мечеть Шадиан очень важна для всех мусульман, не только в Шадиане. Это большая потеря.
“Мы просто хотели сохранить остатки достоинства, потому что, за исключением Шадиана и Наджиайинга, все [мечети] в стране были реконструированы”, - сказал мужчина, который с тех пор покинул Китай и попросил сохранить анонимность из-за опасений за свою безопасность.
Одной из модификаций Большой мечети является добавление китайских иероглифов под позолоченными арабскими надписями на фасаде здания. Китайский текст гласит: “Императорский дворец высшей истины”, даосский термин, который также используется в китайском исламе. Но ранее он не ассоциировался с мечетью Шадиана.
....
Пять источников, знакомых с местной обстановкой в Шадиане, сообщили, что домохозяйствам были розданы беспроводные колонки для трансляции призыва к молитве, поскольку публичные звонки, как правило, запрещены, что вызывает опасения по поводу слежки.
План китаизации мечетей в Китае в настоящее время считается в основном выполненным, но это лишь часть его планов по формированию религии, особенно ислама, в соответствии с идеологией правительства. В феврале Пекин
ужесточил свои правила в отношении выражения религиозных убеждений, чтобы гарантировать, что конфессии “придерживаются направления китаизации”. Несколько местных властей уже запретили посещение мечетей лицам моложе 18 лет, а в Наджиайинге несовершеннолетним запрещено соблюдать пост.
“Кампания по китаизации ислама никогда не касалась только внешнего вида мечетей”, - сказал историк Теакер.
Дополнительное исследование Чи Хуэй Лина
читать все:
Last major Arabic-style mosque in China loses its domes
Exclusive: Experts say changes to Grand Mosque of Shadian mark completion of five-year sinification campaign
www.theguardian.com
https://t.me/daokedao/33422