Убрав великолепие Шекспира. «Варяг» - очередное переосмысление шекспировской трагедии

May 14, 2022 11:57


В сети появился цифровой релиз нового фильма Роберта Эггерса - историческая приключенческая драма «Варяг». В основу сценария легло древнее скандинавское предание, взятое еще самим Шекспиром для своего «Гамлета».

Варяг (ориг. назв. The Northman) - Принц Амлет мстит убийцам отца и хочет вернуть королевство, принадлежащее ему по праву.

image Click to view



(16+) Реж. - Роберт Эггерс

В ролях - Александр Скарсгард, Николь Кидман, Клас Банг, Итан Хоук, Аня Тейлор-Джой, Густав Линд, Эллиотт Роуз, Уиллем Дефо, Фил Мартин, Эльдар СкарПроизводство - США

Приключенческая историческая драма, основанная на хронике «Деяния данов» Саксона Грамматика XIII века. Режиссером фильма выступил Роберт Эггерс, известный зрителям по фильмам «Ведьма» и «Маяк».

Действие фильма разворачивается в десятом веке на территории Исландии. В центре этой истории молодой принц Амлет (Александр Скарсгард), который в детстве стал свидетелем убийства собственного отца - короля Аурвандилла (Итан Хоук).



Чудом уцелев от расправы, спустя годы скитаний на востоке, в стране русов он решает вернуться домой. Чувство мести к убийце отца - его дяде Фьельниру (Клас Банг), заставляет молодого Амлета добраться до суровой Исландии.

Другими словами - это наиболее аутентичная экранизация литературной основы шекспировского «Гамлета». Да, именно из древних скандинавских саг и легенд великий драматург черпал часть своего вдохновения.

На сегодняшний день мы знаем бессчетное количество прямых (например, «Гамлет» 1948 года с Лоуренсом Оливье или «Гамлет» 1964 года с Иннокентием Смоктуновским) и вольных (диснеевский «Король Лев») экранизаций «Гамлета». К последним можно отнести и работу Эггерса, которая стремится воссоздать на экране именно легендарную первооснову.

До Эггерса попытку снять «Гамлета» в приближенной к реальной исторической обстановке предпринял в 1990 году великий Франко Дзеффирелли с Мэлом Гибсоном в главной роли. Там эпоха позднего средневековья уступила место средневековью высокому. Эггерс пошел еще дальше, и с маниакальной скрупулезностью постарался воссоздать на экране времена расцвета Эпохи викингов.



Роберта Эггерса. На сегодняшний день - он один из самых перспективных молодых режиссеров Голливуда. Заявив о себе как о талантливом хоррор-мейкере «Ведьмой», он с головой ушел в авторское кино и выдал «Маяк» - столь же загадочный, сколь чарующий своей атмосферой размытой реальности. Отмеченный второстепенной наградой Каннского кинофестиваля, Эггерс получил финансирование и поддержку крупных студий. С бюджетом в $90 млн. он взялся за историческую драму - новый для себя жанр. Смог ли Эггерс отметиться в нем или же режиссеру не стоило выходить из прежней жанровой ниши? Об этом чуть ниже.



Как мы уже отметили, время действия фильма - раннее Средневековье, а точнее - Эпоха викингов. Любовь людей искусства к этому времени (в том числе и киношников) привела к тому, что викинги обросли ворохом ложных фактов о самих себе. Ярчайший пример - рогатые шлемы, которые многие до сих пор отождествляют с викингами, никогда их не носившими. О реальном положении дел в то время на территории Скандинавии и Исландии знают лишь увлекающиеся этим вопросом люди, исторические реконструкторы, археологи и профессиональные историки. Последние явно присутствовали при съемках фильма, потому что выглядит «Варяг» максимально аутентично, что на наш взгляд является главным плюсом этой картины.

Кропотливо воссозданный быт викингов X века - их одежды, прически, доспехи, оружие, жилища, корабли, ритуалы не могут не радовать глаз любителя этого исторического периода, которыми мы и являемся. Возможно, цепкий глаз профессионального историка выявит в картине массу несоответствий, но нас лента Роберта Эггерса в этом плане удовлетворила больше, чем мы на то рассчитывали. Никаких выбритых височков, подведенных глаз, пышных укладок, маникюра и т.п. На дворе суровое Раннее средневековье, со всеми присущими ему атрибутами. Правда, авторы стараются не перегибать с псевдо-натурализмом, чтобы не создать на экране еще один пример «грязного Средневековья». Этот образ зачастую, особенно в последние годы, используют киноделы разных стран (читайте наш обзор отечественного «Викинга»), чтобы стилистически придать своим фильмам реалистичные черты. Поэтому регулярно в подобных фильмах можно лицезреть грязных героев, ходящих в никогда не стиранных лохмотьях и по колено в грязи. «Варяг» не впадает и в эту крайность, подходя к реконструкции той эпохи бережно и уважительно, пускай это и идет вразрез со зрительскими предпочтениями. Да, эффектность здесь во многом принесена в жертву настоящей реалистичности, что нас, как ценителей, безмерно прельщает.



В художественном плане «Варяг» оказался куда более консервативным, нежели его предшественники, в особенности «Маяк». Эггерс решил обойтись без многослойности в повествовании, рассказав обычную, линейную историю мести. Легкий налёт психоделики и мистики присутствует, но сами же авторы не упускают шанса развеять ее (сцена обретения Амлетом меча тому явное подтверждение). Таким образом, создатели фильма как бы воссоздают на экране реальное отношение древних викингов к собственной религии - они твердо и убежденно верили в сверхъестественные силы, которые были неотъемлемой частью их жизни.

Две трети хронометража фильм держит завидный для жанра повествовательный темп. События развиваются стремительно, лента не дает заскучать ни на минуту. Экшна в «Варяге» оказалось больше, чем мы ожидали, и выполнен он на высшем уровне.

Конечно, жестокость некоторых сцен зашкаливает, что явно выводит фильм из разряда семейного кино. Зато любители найдут здесь, чем себя порадовать. Проседает картина лишь в последней трети, и это очень заметно. Возможно, Эггерсу надо было сократить хронометраж на лишних полчаса - история не потеряла бы от этого ничего важного, зато сохранила бы темп и приобрела необходимую стройность и гибкость истории. От лишних сцен в финале интереснее фильм не становится, они не дают затравку на продолжение, а лишь добавляют не особо нужного пафоса и пытаются разыграть драму, которая в тамошнем антураже мало трогает зрителя.

Да, с эмоциональной точки зрения фильм явно проигрывает ранним работам Эггерса, потому что зацепить душу аудитории ему практически нечем. Одно дело - завоевать внимание, другое - задеть за живое. Этого фильму явно не хватило.



Любопытен актерский состав фильма. Главную роль исполнил Александр Скарсгард, который в образе викинга тащил на себе весь фильм. Местами ему помогала Аня Тейлор-Джой, которая уже работала с Эггерсом в хорроре «Ведьма». Именно этот фильм стал трамплином для карьеры молодой актрисы. Здесь она вполне убедительно исполняет роль славянской рабыни по имени Ольга. Блеснула Николь Кидман в роли матери Амлета. Её персонаж - наиболее объемный и сложный, хотя имеет совсем немного времени. Порадовало молниеносное появление на экране Уиллема Дефо - роли безумцев у этого актера получаются бесподобно!



Примечательны диалоги фильма - отбросив великолепный слог Шекспира, авторы снабдили всех героев речами, отсылающими к древним скандинавским сагам. Эпитеты из саг встречаются даже в локализованном переводе, что мы не могли не заметить. Но и с этим создатели не перебарщивают, ловко ограничиваясь отдельными вставками.

Визуально и стилистически мы бы поставили этот фильм между «Легендой о Зелёном Рыцаре» Дэвида Лоури и «Вальгалла: Сага о викинге» Николаса Виндинг Рефна. Причём с явным перевесом в сторону последнего. Это выражается в приверженности аутентичности, но с легким налётом мифологии и нереальности.

Эпикриз: для нас «Варяг» (в оригинале «Норманн») - один из главных исторических фильмов этого года. Та любовь, с которой авторы подошли к воссозданию изображенного времени, достойна уважения. Конечно, подождем рецензии от авторитетных историков, чтобы знать наверняка, где Эггерс попал в яблочко, а где намеренно промахнулся. Рекомендовать фильм настоятельно можем лишь увлекающимся историей зрителям. Для широкого зрителя «Варяг» слишком затянут, предсказуем и малоинтересен. Тем более, он может пойти вразрез с привычным, сложившимся в головах общественности образом викингов.



В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Варяг» (2022), реж. - Роберт Эггерс.

Сергей Чугунов

Источник: https://versia.ru/varyag-ocherednoe-pereosmyslenie-shekspirovskoj-tragedii-v-nashem-obzore

«Экшн», «психоделический жанр» и прочими словечками просто изобилует автор заметки.

Так что хотел сказать очередной исскуствовед -киношник? То, что убираются глубокие смыслы где надо думать , а остаются только спецэфекты и картинки с убийствами и войнами , куда помещается современный западный человек? назад, к истокам- в раннее средневековье ?))

Так это и так мы все наглядно видим и постоянно восклицаем на примере пока еще Украины: «Ад пуст! Все дьяволы сюда слетелись!» (Буря Уильям Шекспир)

А знает ли западное общество ротожопых потребителей, что барражировав на Б/У эти все технологии и войны этот ужас «мировые демиурги» хотят затем перенести на все Западное общество? Вернее не так.. это предопределено самим Провидением, а «мировые демиурги» стараются вписаться в этот процесс, показывая обывателя, что это они управляют всеми делами, в чем им активно помогают СМИ и киношники и всчкая лабудень навроде подобных искусствоведов и прочей околотусовки  - Ангел Запада засыпает, Запад погружается во срак и средневековье

Так что убрав всю эту шелуху про психоделический жанр можно смело утверждать, что Голливуд готовит своего обывателя к Новым Темным Векам.

Жанр фэнтези, саги и волшебники давно изобилует в западном искусстве и литературе.

Счастливого погружения



Слава Господу, Великую Россию и наших друзей минует чаша сия

П.С.

Лично для меня эпизод из прекрасного фильма с А.Бандерас в главной роли «Тринадцатый воин» (англ. The 13th Warrior) давно стал  показательным в свете боя Света и Тьмы . Ну и конечно клятва пред боем. Это потрясающе снято . Мало кого оставляет равнодушным.

Когда произошел переворот на Б/У  то этот отрывок стал просто Знаковым из романа Майкла Крайтона «Пожиратели мёртвых»[en].

image Click to view



Сюжет основан на «Записке» ибн Фадлана о путешествии в Волжскую Булгарию, эпосе «Беовульф» и романе «Пожиратели мёртвых».

То, что эти «пожиратели мертвых» - проНАТОвские  и западные орды уркаинских уголовников и жидобандеровских недоумков, пропиндоских подпевал и прочей нечисти  будут повержены и вернуться в свою преисподнюю, было предопределено.

кино, искусство

Previous post Next post
Up