Россия заблокировала иностранные военные корабли в акватории Севморпути

Dec 19, 2019 22:02

Россия закрыла проход иностранным военным кораблям, пытающимся прорваться в Северный морской путь.

Вопреки заявлениям США о готовности ввести свою авианосную ударную группу в акваторию Северного морского пути, стало известно о том, что Россия полностью заблокировала любое перемещение иностранных военных кораблей через этот район, а любые попытки вторгнуться в него, будут позиционироваться как шаг агрессии, что, соответственно, приведёт и к военным мерам противодействия.

«На сегодняшний день наши Вооруженные силы способны в полной мере обеспечить безопасность судоходства в акватории Северного морского пути, в связи с чем, необходимости нахождения в этом морском коридоре военных кораблей других стран нет», - заявил Валерий Герасимов, подчёркивая, что подобная возможность иностранным военным кораблям предоставлена не будет.



По оценкам специалистов, основной причиной появления в этом районе иностранных военных кораблей могут стать провокации в отношении России, при этом, с появлением здесь иностранных военных, очевидно удастся вскрыть и размещённые здесь же средства противодействия, включая развёрнутые системы противовоздушной обороны, противоракетной обороны, выявить средства противодействия военным морским судам, обнаружить военные базы ВМФ России и пр.

«Россия не будет шутить ни с кем, кто пытается пройти туда, куда вход со стороны России полностью закрыт. Минобороны РФ это дало ясно понять - меры будут самыми жёсткими», - отмечает аналитик.
Источник: https://rusnext.ru/news/1576748589

Президент России Владимир Путин подписал законопроект об управлении Северным морским путем (СМП), который назначает госкорпорацию «Росатом» его инфраструктурным оператором.Закон, принятый Госдумой 18 декабря 2018г., предусматривает, что разрешения на плавание судов по СМП и удостоверения на ледовую лоцманскую проводку остаются в ведении ФГБУ «Администрация СМП» Росморречфлота, но будут выдаваться по согласованию с «Росатомом» или его структурой.



Сами правила плавания утверждает правительство. «Росатом» будет отвечать за развитие инфраструктуры СМП, он же должен составить план развития, который согласует Росморречфлот и утверждает правительство.http://www.atomic-energy.ru/news/2018/12/28/91600

Се́верный морско́й коридо́р - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как «истори­чески сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское,Лаптевых, Восточно-Сибирское,Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Административно Северный морской путь ограничен западными входами вновоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мы­са Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.

Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).http://www.atomic-energy.ru/Northern-sea-route

Ледоколы Атомфлота провели 70 судов за время летне-осенней навигации 2018г. с 520 тыс. тонн груза



Северный морской путь (Севморпуть, СМП) - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.



Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).

СМП в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (1998 г.) определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике.
Плавание по трассам СМП, в тч в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим ФЗ, другими ФЗ, международными договорами РФ и правилами плавания по трассам СМП, утвержденными Правительством РФ и опубликованными в «Извещениях мореплавателям».

СМП ограничен западными входами в но­воземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.

Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Расстояние от г. Санкт-Петербурга до г. Владивостока по СМП составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (Северный завоз, ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Главное препятствие для прохода судов - лед.

Восточно-Сибирское море, на востоке которого находится Айонский ледяной массив (по названию острова Айон, неподалеку от Певека) - самое ледовитое море.

Зимой южные ветры относят льды от северной кромки припая, из-за чего с июня-июля до октября-ноября появляется стационарная полынья, но от полосы Новосибирских островов, севернее всегда присутствует лед.

Айонский ледовый массив - это наиболее труднопроходимый участок Севморпути.
Здесь в период летней навигации со стороны Северного Ледовитого океана устойчиво дуют ветры, которые пригоняют к берегу многолетние льды из океана.

На карте видно (см. ниже), что полынья от Певека до Новосибирских островов сначала относительно узка и постепенно расширяется.
​Поэтому даже в летнюю навигацию довольно сложно говорить о большой воде на всех участках СМП .
Современное ледокольное обеспечение позволяет, при необходимости, организовать круглогодичную навигацию.



Организационно Северный морской путь делится на:

Западный сектор Арктики- от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота;
Восточный сектор Арктики- от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.

В 2012 г. В. Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути».



Альтернатива СМП - транспортные пути, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы.
Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то СМП - только 5770 морских миль (порядка 40%).
На глобусе видно, что СМП короче пути через Суэцкий канал, но плоская карта существенно искажает пропорции.

Для любознательных напомним, что есть Северо-Западный путь (СЗП) через Канадскую Арктику ( той же протяженности, что и СМП), по которому можно обеспечить грузопоток с западного на восточное побережье Америки (вместо обходного пути через Панамский канал), но в его западной части (море Бофорта) многолетние паковые льды нередко полностью его блокируют , что делает невозможным транзитный проход в 1 навигацию.

К моменту развала СССР, к началу 1990х гг. на трассе СМП в Арктике:
- была создана развитая система навигационного, гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, что обеспечивало на высоком уровне безопасность и провозную способность судов в ледовых условиях;
- работали 7 атомных и 8 дизельных линейных ледоколов, атомный лихтеровоз Севморпуть, порядка 130 судов ледового класса.
- грузопоток составлял более 6 млн т/год, что в 5 раз превышало общий объем грузоперевозок в зарубежной Арктике.

Факторы, снижающие эффективность использования более короткого пути от СМП:
- снижение цен на нефть и газ, резкое снижение стоимости судового топлива;
- движение судов среди льдов Арктики требует повышенного удельного расхода топлива;
- уменьшение разрыва цен на углеводороды между рынками Европы и Юго-Восточной Азии;
- высокая стоимость тарифа СМП - до 30 долл США/т ( тариф Суэцкого канала - 5 долл США/т);
- НОВАТЭК ушел из п. Витино в п. Усть-Луга с газовым конденсатом, хотя и увеличивает отгрузки по СМП СПГ.

Тем не менее, факт налицо:
Для перехода из Европы в Китай по СМП нужно 25 дней и около 600 т судового топлива, а при использовании Суэцкого канала - 35 дней и около 900 т топлива.

Впрочем, преимущество РФ есть:
- атомные ледоколы, без которых круглогодичная навигация невозможна;
- необходимость использования портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ при регулярном коммерческом использовании всего маршрута СМП;
- необходимость пользоваться гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением РФ.

Понимая это, китайцы на самом деле хотят создать с РФ совместную компанию по СМП.
Европа хочет создать Международную компанию по СМП.
Для властей РФ это невыгодно, потому что будут включены и внутренние перевозки ( северный завоз и тд).
https://neftegaz.ru/tech-library/suda-neftegazovye-i-morskoe-oborudovanie-dlya-bureniya/141838-severnyy-morskoy-put/

В сентябре 2018 года через Северный морской путь (СМП) прошло первое контейнерное судно. Проход дал возможность оценить потенциал СМП в обеспечении альтернативы традиционным путям между Азией и Европой.



Судно «Venta» компании Maersk Line вышло из Владивостока с грузом из замороженных морепродуктов. Но он привезло нечто гораздо большее и значительное. Судно не только выполнило контейнерную перевозку на российском холодном арктическом побережье. Оно принесло надежду на появление нового маршрута, который позволил бы сэкономить время в крупных торговых перевозках.

Также сократить быстро растущие топливные счета судоходной отрасли. Однако в реальности для операторов судов все гораздо сложнее. Трудности экономического и эксплуатационного характера могут препятствовать достижению успеха в этом направлении.



Использование СМП может сэкономить время и деньги по сравнению с рейсами через Суэцкий канал. Сейчас Москва презентует этот путь в качестве кратчайшего маршрута для контейнеровозов из Азии в Европу. Он может составить конкуренцию маршрутам, пролегающим по Суэцкому каналу. В этом году объемы перевозок по маршруту значительно выросли. Танкеры с возможностями ледоколов, перевозящие сжиженный природный газ, начали перемещаться по региону. Они перевозят сырую нефть и природный газ с российского Дальнего Востока на западные рынки.

В связи с этим Maersk Line летом этого года решила отправить свое судно по СМП. Venta Maersk - маленький, 3600-контейнерный корабль прошел из Владивостока в Санкт-Петербург. Судно прибыло в пункт назначения, сэкономив 10 дней пути по сравнению с перевозкой через Суэц. Представитель Maersk заявил, что целью поездки был сбор данных. Сейчас компания не рассматривает Северный морской путь «в качестве альтернативы своим обычным маршрутам. Однако потенциал действительно впечатляет: контейнерные перевозки перемещают 98% потребительских товаров в мире. Более дорогостоящие грузы будут привлекать большие инвестиции. Это обеспечит еще большее количество перевозок через арктические морские пути.

В сегодняшнем мире океанского судоходства торговля между Азией и Европой осуществляется крупными судами. Они могут перевозить около 20 000 контейнеров каждый. Эти огромные суда приносят колоссальную экономическую выгоду по сравнению с кораблями меньшего размера. Таких судов становится все больше. Китайские государственные компании Cosco Shipping Lines и China Merchants Holdings инвестируют миллиарды в обеспечение инфраструктуры. Они расширяют связи портов с железнодорожными путями для перемещения грузов внутри страны. Это входит в рамки инициативы Нового шелкового пути, которая стремится к соединению двух континентов по маршруту, далекому от Арктики.

Современное состояние Северного морского пути

Арктика довольно долго была территорией местных племен и приглашенных ученых и исследователей. Сейчас она является крупным энергетическим регионом с легким доступом к морю для перевозки сырой нефти и сжиженного природного газа. США, Россия, Канада, Дания и Норвегия утверждают свои права на этот регион. Даже для Китая это инвестиционное направление является приоритетным. Поскольку оно будет способствовать продвижению интересов в области энергетики и судоходства. Грузооборот за восемь месяцев 2018 года вырос на 80%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил около 10 миллионов тонн. Данные получены норвежским университетом Норд в ходе мониторинга Северного морского пути

Танкеры, эксплуатируемые судоходной компанией «Совкомфлот», в этом году прошли по СМП более 100 раз. Они осуществляли экспорт сырой нефти с севера России, имеющего доступ к Карскому морю. Нефтяные танкеры составляют около 45% судовых перевозок по Северному морскому пути. Другие перевозки осуществляются танкерами ледового класса крупного российского проекта «Ямал СПГ». Также вблизи Карского моря отправляется природный газ из порта Сабетта в Европу. Морская линия Cosco также отправляла около десятка грузовых судов общего назначения (универсальных сухогрузных судов). Но все равно Maersk Venta остается единственным контейнерным судном в этих водах. Маловероятно, что в ближайшее время на маршруте появится множество других подобных судов.

Северный морской путь - прямой маршрут, но это не делает его более простым. На маршруте нет транзитных портов или перевалочных пунктов для эффективного распределения товаров. Также имеется ряд других не менее важных эксплуатационных ограничений. Для начала некоторые участки маршрута являются слишком мелкими для больших контейнерных судов. По-прежнему остаются открытыми такие вопросы, как, например, ликвидация разлива нефти на льду. Еще остро стоит вопрос эвакуация экипажа в случае возникновения аварийной ситуации.

Север России., Российская Империя

Previous post Next post
Up