Оригинал взят у
kononov_varvar в
Трагедия или Подвиг?К 75-летию Таллинского перехода.
Переход из Таллина в Кронштадт. Художник: А. Блинков
30 августа 2016 года исполняется 75-я годовщина завершения «Таллинского перехода» - операции по эвакуации Балтийского флота, 10-го стрелкового корпуса, других бойцов Красной армии, раненых и беженцев из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года. Он явился завершением обороны эстонской столицы, проходившей с 23 июля по 27 августа. Таллин вместе обороняли русские и эстонцы, отряды моряков и народного ополчения.
Вспоминает Михаил Федорович Худолеев, в 1941 г. курсант Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. 22 июня 1941 года он встретил в учебном плавании, а уже 27 июня был направлен в Таллин - основную базу военно-морского флота. «С нами бок о бок сражались эстонские рабочие - и сражались отважно. Отношения между нами были дружескими».
26 августа стало ясно, что Таллин не отстоять. Фашисты прорвали внешний оборонительный рубеж и стали пробиваться к Таллинскому порту. Только тогда было получено запоздалое разрешение от Ставки оставить Таллин. До этого руководство Балтфлота и в особенности адмирал Трибуц не осмеливались просить у Верховного Главнокомандующего позволения на эвакуацию. Она проводилась уже под обстрелом немецких батарей. С воинами 10-го корпуса 8-й армии, оборонявшими Таллин, и моряками-балтийцами уходили беженцы, в т.ч. члены правительства Эстонии. Всего Таллин покинули 41992 человека на 225 кораблях (из них 163 военных и 20 гражданских транспортных).
По мнению как ветеранов, так и историков-специалистов, прорыв в Кронштадт был чистой импровизацией. Минная обстановка не была толком разведана, хотя немцы и их союзники финны с июня месяца выставили 36 минных заграждений из почти 2000 мин (777 выставили немцы, 1100 финны). При этом финны приступили к минированию Финского залива еще до начала Великой Отечественной войны - в ночь с 21 на 22 июня. Вспоминает ветеран войны, житель блокадного Ленинграда Кирилл Васильевич Захаров: «В ночь с 21 на 22 июня мы с отцом плыли из Ленинграда в Выборг на небольшом пароходе. Ночь была белая, видимость хорошая. Вдруг на горизонте мы увидели летящие с севера самолеты с синими свастиками на бортах. Они по ходу нашего пароходика, вдоль его бортов, стали разбрасывать какие-то металлические предметы, похожие на бочки. Пассажиры на палубе, а среди них были военные, оживленно стали обсуждать, что это такое. Сошлись на том, что это - учения. Только потом я понял, что это значит. Финны воспользовались нашим судном как указателем для минирования фарватера. И на горизонте не было ни одного нашего самолета».
Тральщиков на Балтийском флоте явно не доставало, тем более что треть их была потеряна в июле-августе 1941-го. Командование Балтфлота больше боялось немецких и финских кораблей и немецкой артиллерии, чем немецких мин и самолетов. Поэтому из трех фарватеров во избежание обстрелов со стороны вражеской артиллерии был выбран центральный - удаленный от вражеских берегов, но и самый миноопасный.
Авиационного прикрытия по большей части флот был лишен. Самолеты, оборонявшие Таллин, улетели пред тем, как немцы захватили последние аэродромы. До 22 августа еще была надежда на помощь авиации Северо-Западного фронта, но после захвата немцами Усть-Нарвы и прорыва Нарвского рубежа были утрачены последние аэродромы, находившиеся в радиусе действия истребителей, способных прикрыть конвой.
Все это явилось предпосылками трагедии. Но было еще одно роковое обстоятельство - шторм на море. Волнение на море усилилось до 7 баллов, тральщики не могли идти с поставленными тралами. Пришлось всем отрядам (прикрытия, главных сил и арьергарду) и четырем конвоям встать якорем у островов Найссар и Аэгна уже в 22 часа - вместо планового начала движения первого конвоя. В результате этого форсировать минное заграждение «Юминда» пришлось в ночное время, а не в дневное, как предусматривалось планом, что привело к многочисленным жертвам.
Около восьми часов вечера, при наступлении темноты, отряд главных сил вошёл в плотное минное заграждение «Юминда», буквально нашпигованное немецкими и финскими минами. Сразу начались беды: погибли два тральщика, три - потеряли тралы. Подорвалась подлодка С-5, почти весь ее экипаж погиб. Затем подорвался на мине и погиб с большей частью экипажа эсминец «Яков Свердлов». На нем служил брат К.В. Захарова - курсант Военно-Морского училища им. Фрунзе Михаил Васильевич Захаров. Как рассказывали случайно уцелевшие однокурсники, всю ночь перед отплытием он работал на погрузке, страшно устал и лег спать на нижней палубе, где все погибли. Начался хаос. В 9 часов вечера большинство тральщиков отряда прикрытия бросили его и примкнули к отряду главных сил, несмотря на приказ командира отряда. Это привело к новым жертвам в отряде: подорвался и погиб эсминец «Скорый», получили тяжелые повреждения лидер «Минск» и эсминец «Славный». Наскочил на мину и подорвался транспорт «Эверита» с 1500 человек из гарнизона Найссаара на борту, затонув через минуту. Спаслось всего лишь 10 человек. После подрыва на мине затонул грузовой транспорт «Элла» с 905 людьми на борту, из которых 693 человека составляли раненые. Спаслось 49 человек. В этих условиях командующий флотом адмирал Трибуц приказал встать на якорь, хотя заграждение уже было пройдено. Это произошло потому, что он действовал вслепую: разведка и траление по его приказу не велась, чтобы не демаскировать фарватеры. Так была потеряна драгоценная ночь, когда немецкая авиация не действовала.
С наступлением утра по приказу адмирала отряд главных сил, отряд прикрытия и арьергард, состоявшие в основном из боевых кораблей, снялись с якоря и на полной скорости ушли в Кронштадт, оставив конвои на произвол судьбы. И тогда началось самое страшное. 110 немецких самолетов стали методично расстреливать и бомбить практически беззащитные конвои, имевшие очень слабое зенитное прикрытие. Один за другим гибли транспортные суда. В 13:15 погиб транспорт «Аусма» с гарнизоном Палдиски из около 1200 бойцов. В 15:10 потоплен транспорт «Тобол», в 16:15 - транспорт «Калпакс», на котором после более чем 40 атак авиации погибло более 1100 человек, в том числе 700 раненых. В 18:00 - транспорт «Алев», в 18:10 - транспорт «Атис Кронвалдс», в 18:20 - танкер №12, в 20:30 - транспорт «Вторая пятилетка», после 21:00 - транспорт «Вормси».
Об этих страшных часах вспоминает Михаил Федорович Худолеев, который был на танкере №12, разбомбленном немецкими бомбардировщиками. Он два часа плыл до Гогланда посреди сотен тонущих людей. Одни кричали: «Спасите, погибаем!» Другие - «Господи, помилуй!» А немцы поливали их сверху свинцом. Это было особенно непереносимо.
Однако Таллинский переход - не только летопись ужаса, но и летопись героизма. Благодаря самоотверженным усилиям моряков было спасено почти девять с половиной тысяч тонущих человек. В их числе были и здравствующие ныне Василий Павлович Джурджа, плывший на барже с зенитными орудиями, и Иван Николаевич Терехов, служивший на торпедном катере.
Многие, жертвуя собой, спасали погибающих.
30 августа в Кронштадт вошли все уцелевшие корабли, а также суда со спасенными с Гогланда.
Какова цена Таллинского перехода? Было потоплено 62 корабля, из них 19 - боевых. Погибло 15 тысяч 111 человек (8600 военнослужащих и 143 вольнонаёмных флота, 1740 бойцов сухопутных войск, 4628 гражданских лиц). Наибольшее число людей погибло на транспорте «Балхаш» (3815 человек), штабном корабле «Вирониа» (2259 человек), транспортах «Алев», «Атис Кронвальдис», «Карпакс» и «Ярвамаа» (на всех четырёх - 2528 человек), транспортах «Эверита» (1550 человек), «Найссаар» (1500 человек), поврёждённом транспорте «Казахстан» (не менее 600 человек), транспорте «Элла» (602 человека).
Это - одна из самых страшных морских катастроф. На «Титанике» погибло 1900 человек, при Цусимском сражении - 5000. Однако если Цусима завершила поражение в Русско-японской войне, то последствия Таллинского перехода оказались совершенно иными.
Спасшиеся солдаты и матросы пополнили ряды защитников Ленинграда и отстояли его.
Вспоминал Иван Петрович Терехов: «Когда мы прибыли в Кронштадт, нас направили на Пулковские высоты. В бригаду морской пехоты, состоявшей из 2000 человек. Пишут иные писатели, что будто бы на Пулковских высотах 14 сентября не было никого и немцы могли свободно войти в город. Это неправда. На высотах были мы. Рубеж удержали. Но за три дня из 2000 человек осталось в строю всего 62».
Корабельная артиллерия Балтийского флота благодаря своему плотному огню остановила немецкие войска на ближних подступах к городу святого Петра. Не исключено, что если бы Балтийский флот не дошел до Ленинграда, город мог пасть. Дальше под Москвой пришлось бы разворачивать еще один фронт с северо-запада, что было уже не по силам. Последствия понятны - падение Москвы и России. Затем - план Ост и 30 миллионов рабов на европейской территории СССР. Все прочие - в могильных рвах. Участники перехода своим мужеством и жертвами спасли не только флот, но и град святого Петра, а с ним - и Россию.
К сожалению, в России до сих пор нет памятника героям и жертвам Таллинского перехода. В Эстонии - есть. На мысе Юминда, там, где было минное заграждение, стоит поминальный камень в окружении мин. У нас - лишь мемориальная доска на Адмиралтействе, поставленная ... на средства участников перехода и их родственников в 2011 году.
Для нас это событие важно еще в одном отношении. Таллинский переход состоялся во дни святого Успения Богородицы - праздника торжества над смертью. Подвиг и жертвенность участников прорыва - людей, рожденных в православной стране и по большей части крещеных, - является свидетельством того, что русский народ, при всех своих грехах и отступлениях, усвоил великий дар Христа - дерзновение пред смертью и волю к тому, чтобы полагать жизнь свою за други своя.
Диакон Владимир Василик:
http://www.pravoslavie.ru/96559.html