Доведя болгарское село до собачьей жизни, ЕС озаботился жизнью собак

Jul 29, 2015 21:31

В юго-восточной Болгарии, на территории, примыкающей к турецкой границе, находится горный район Странджа. Жители его всегда славились свободолюбием, что ярко проявилось в их борьбе против 500-летнего турецкого ига.

Правда, во время демократических перемен выражение «турецкое иго» было заменено на политически корректное «османское присутствие». На этом демократические перемены не закончились. Потеряв прежние рынки сбыта, прежде всего, СССР, сельское хозяйство Болгарии стало приходить в упадок. Это больно ударило по традиционным аграрным районам, в том числе по Страндже.

Наглядным примером служит село Бродилово. Если в 1985 году здесь жило 813 человек, то спустя тридцать лет - 284 человека. Отток населения, прежде всего, молодежи, привел к закрытию школы, культурных и медицинских учреждений. Чтобы свести в местном бюджете концы с концами, было решено развивать сельский туризм.

Условия для туризма в Бродилово хорошие. Здесь стоят три крепости, три некрополя и церковь Святого Пантелеймона с резным иконостасом. Кроме того, раз в год, в первый день Великого поста, туристы могут наблюдать древний обычай - тричане.

image Click to view



В чем смысл

Он заключается в следующем: во многих селах Странджи над реками протягивают веревку, закрепленную к двум шестам на противоположных берегах. Затем веревку закручивают и в середине веревки делают петлю, в которую просовывают собаку. Потом пса отпускают, он быстро раскручивается вместе с веревкой и падает в воду.

Там где, как в Бродилово, река стремительная и глубокая, натягивают под петлей защитную сетку, чтобы собака не пострадала. Поэтому даже старожилы Странджи не помнят случая, чтобы хоть одна псина «болела» после мероприятий.

Этот обычай идет еще от дохристианских времен, и точный его смысл никто не знает. По одной версии, это отпугивает собак от села и их легче держать в окрестностях, где они охраняют стада. По другой, собаки своим визгом разгоняют злых духов. Это косвенно подтверждается тем, что после тричане следуют танцы ряженых, к поясам которых прикреплены колокольчики.

На заключительном этапе празднования поджигают соломенный стог и водят хоровод. Считается, что если добавить пепел от этого стога в курятник, курицы будут хорошо нестись. Тричане же, как принято думать, оберегает собаку от бешенства. Очевидно, позже этот обычай совпал с христианским Чистым понедельником, когда принято все очищать. Тричане активно поддерживали Ванга и герой борьбы против турок Петко Киряков.

Борьба за традиции

Фото, сделанные туристами, попались в 2005 году на глаза евродепутатки от зеленой партии Великобритании Керолайн Лукас, и она вынесла вопрос о жестоком, по ее мнению, отношении к животным на обсуждение в парламенте.

Болгария тогда была страной-кандидатом в члены ЕС и с огромным вниманием относилась ко всему, что о ней там говорили. В связи с этим мэр общины Царево Петко Арнаудов, в состав которой входит и Бродилово, издал распоряжение о запрете обычая. Но, как это часто бывает, в селах мало что изменилось.

Последовали возмущенные реакции Европейской комиссии и статьи в крупных западноевропейских газетах, немецкой «Зюддойче цайтунг» и шведской «Афтенпост». Причем последняя называлась «Варвары!».

Дело дошло до самого высокого уровня, и 13 апреля 2011 года болгарский парламент, Народное собрание, объявило этот обычай преступлением, внеся соответствующие изменения в Уголовный кодекс.

Но жителей Бродилово это не испугало. Тричане продолжалось и в 2012 и в 2013 году, а когда полиция задерживала исполнителей, жители их отбивали. Команду активистов возглавлял кмет (староста) села Димитр Атанасов Димитров от Болгарской социалистической партии.

Это вынудило власти принять решительные меры. Был понижен административный статус села, вместо кмета им стал управлять наместник.

Разница между ними в том, что последний не избирается населением, а назначается сверху. На этот пост был поставлен Георги Лапчев, представитель правящей партии ГЕРБ, «Граждане за европейское развитие Болгарии».

К полицейским присоединились жандармы, и с помощью значительного численного преимущества 1 марта 2014 года была достигнута великая «победа общеевропейских демократических ценностей над варварским обычаем»: полиции и жандармерии удалось изъять шесты и веревку и предотвратить тричане.

Подобное планировалось и в этом году, но было «омрачено» тремя обстоятельствами. Во-первых, жители села провели «генеральную репетицию» прямо перед приездом борцов за собачье счастье, во-вторых, заявили им, что снова проведут тричане после их отъезда, а в-третьих, на их глазах бросили собак в реку.

Таким образом, благодаря защите европейского и болгарского правительств, право- и природозащитных организаций и свободной прессе собакам в селе Бродилово приходится лететь в воду реки Велека не один, а три раза в год.

image Click to view



Как насчет корриды

Жители села полны решимости и в 2016 году отстаивать сохранение традиции.

Не исключено, что собак заменят чучелами европейских и болгарских политиков, а заодно нанесут ответный удар, начав кампанию по запрету отравляющих веществ против крыс, клопов и тараканов в столице ЕС Брюсселе.

Активный участник в тричане Стоян Карамитев, недавно побывавший в Испании, недоумевает: «Там после окончания охотничьего сезона старые собаки вешаются их хозяевами на деревьях. Их смерть медленна и мучительна. В это время хозяева наслаждаются пивом и вином с друзьями. И европейское сообщество позволяет. Это же относится и к корриде, где избивают сотни быков. Так что пусть не лезут в наши обряды».

Надо сказать, что свободно идущие круглый год корриду и петушиные бои в Испании и Франции вспоминали все жители села, как яркий пример «объективности» ЕС и «одинакового отношения к большим и малым странам». Кстати, и тричане есть не только в Болгарии, но и в Греции и Румынии, где для раскрутки собак используется специальное приспособление - жужеу.

Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что тричане, очевидно, сойдет на нет само по себе. Так, например, оно исчезло в северо-западной Болгарии еще до Первой мировой войны, когда еще не было не только ЕС, но даже и природозащитных организаций. Одним из условий соблюдения ритуала является то, что выполнять его может только холостяк. А таких в обнищавших селах Странджи почти не осталось.http://www.imperiyanews.ru/details/65fdc566-968e-45fe-937b-c6139b5bf023

евродауны

Previous post Next post
Up