Оригинал взят у
vlad_history в
Об образовании и образованцах Еще в 2012 г. увидела свет работа ВШЭ "Статегия-2020" о плане мероприятий по убиению российской образовательной школы. Тогда же мной на портале "Отчизна" 10.09.2012 г.была опубликована работа с анализом этой инициативы ВШЭ. Ниже привожу эту работу как не потерявшую актуальнеости до сего дня.
"Авторы «Стратегии 2020» в предисловии говорят, что путем России в нынешнем десятилетии является выход «на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества». Обычный человек понимает эти слова так, что Россия должна поднять на ноги практически несуществующую промышленность, чтобы производить инновации, с которыми она и войдет в постиндустриальное общество. По нормальной логике это можно сделать только грамотными учеными, инженерами, агрономами и т.д., а для этого надо: "Учиться, учиться и учиться!"
Проблеме профессионального образования в «Стратегии 2020» уделена целая глава. Анализируя ситуацию, авторы приходят к выводу, что количество выпускников ВУЗов слишком велико и происходит «навес» высшего образования невысокого качества. Простим авторам плохое знание русского языка и рассмотрим мысль по существу. А по существу, действительно, количество выпускников ВУЗов в два раза превышает число занятых исследованиями и разработками в России. Объясняется это просто: число рабочих мест в России за время «демократических» реформ резко сократилось, а число ВУЗов - нет, и даже прибавились негосударственные ВУЗы. Из-за демографического спада число абитуриентов сократилось, а число мест в ВУЗах - нет. Как осуществлять набор студентов? Выход только один принимать всех без разбора. И если в СССР в ВУЗы поступало 25% окончивших школу только лучшие, то теперь благодаря ЕГЭ в высшую школу пошел троечник.
Авторы далее констатируют, что структура профессионального образования в России за последние 10-15 лет оказалась неоправданно смещена в сторону высшего образования. Но авторы игнорируют тот факт, что структура выпускников мало способствует развитию инноваций. По данным Российского статистического ежегодника в 2010 г. структура выпускников такова: 62,9% приходится на специалистов по экономике и управлению, гуманитарным наукам, образованию и педагогике и только 11% имеют отношение к техническим специальностям. Это количество составляет 22% от занятых исследованиями и разработками, что ниже порога обновляемости кадров. Недаром средний возраст исполнителей федеральных целевых программ составляет 50 лет. Вывод напрашивается сам собой: во всех технических университетах надо сделать бюджетными технические специальности и вернуть экзамены по профилирующим предметам. Экономические, управленческие, педагогические специальности можно сделать платными и если федеральный бюджет позволит допустить какой-то процент бюджетных мест.
А какой же выход видят авторы?
В конце главы есть Приложение, названное «дорожной картой». Правильнее ее было бы назвать «Планом мероприятий по ликвидации российской науки». За оставшиеся восемь лет намечается
1. Сокращение количества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (ГОУ ВПО) за счет ВУЗов, потерявших связь с рынками труда. Ликвидировать региональные филиалы ГОУ ВПО.
2. Резко сократить число преподавателей высшей школы, так как студентов будет не хватать. На сэкономленные деньги повысить зарплату оставшимся преподавателям.
3. Ликвидация начального профессионального образования: лучшие ГОУ НПО превратить в Центры повышения квалификации, остальные ликвидировать (ПТУ в Центр повышения квалификации!)
4. Ликвидация среднего профессионального образования. Некоторые государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (ГОУ СПО) включаются в состав ГОУ ВПО и готовят прикладных бакалавров (так они называют то, что раньше называлось «техники»). Остальные ликвидируются.
5. Ликвидация высшей школы. Вводится независимая государственная аттестация, которая имеет право присвоить любую квалификацию на основе своей оценки (Как это должно делаться не сказано: на основе какой-то разновидности ЕГЭ или защиты искомого титула, или за деньги).
6. Ликвидация бюджетных мест в ВУЗах. Уменьшение приема бюджетников до 25% от численности контингента учащихся.
7. Государственный кредит платникам на погашение процентов субсидирующему банку. Привлечение иностранцев в отечественные вузы, для чего активно развернуть строительство кампусов.
8. Ликвидация Академии наук. Ориентирование национальных исследовательских университетов на длительные фундаментальные исследования (финансирование не менее 10-летних исследований) вместо академий наук.
И этот план начинает осуществляться без всякой консультации с большим народом так же, как ввели ЕГЭ, несмотря на протесты родителей. В Интернете полно слухов о слиянии Института стали и сплавов с Горным институтом, благо они территориально находятся рядом. Есть и другие примеры. Слияние - это реорганизация, а это означает возможность поставить нужных людей на нужные места.
И что в результате? В результате вместо фундаментального образования предлагается обучать всю жизнь, включая и пенсионный возраст «Инструкциям по эксплуатации» новых появившихся устройств: от фенов до новых версий Офиса, для чего и понадобятся Центры повышения квалификации на базе ПТУ.
И вся это разрушительная деятельность по минимальным оценкам авторов обойдется российским налогоплательщикам в 260 млрд руб - это половина государственных бюджетных ассигнований на федеральные целевые программы 2012 г.
Говоря языком реформаторов, нас разводят как лохов - нам будут разрушать всю систему профессионального образования, а мы , российские налогоплательщики, еще должны и раскошелиться! По своей разрушительности мне этот план напоминает «План «Барбаросса». Не пора ли гражданам России взяться за ум?"