Светлое арийское будущее, или ложка дёгтя на красоту. А также о современной рекламе.

May 21, 2011 16:40

На днях в британской газете Guardian и почти одновременно с этим в нескольких российских изданиях появились статьи, посвященные рекламной кампании строящегося в Красной Поляне близ Сочи жилого комплекса «Горки-Город». Авторы статей (часто совпадающих слово в слово, что, конечно, наводит на мысли о заказном антипиаре) упрекают авторов кампании в использовании фашистской эстетики. Анна Архакова встретилась с Димой Мишениным, основателем арт-группы Doping-pong, постоянным автором Перемен и одним из создателей этой рекламы, и расспросила его о том, что он думает об этой шумихе.


Дм.Мишенин: Мы всегда вдохновляемся классикой. В блогах и интернет-изданиях про нашу рекламу пишут: «Это «Олимпия»!» То есть аллюзии у людей возникают с Лени Рифеншталь. Но это всё от малообразованности или узкого взгляда. Потому что есть ещё Sapporo Orinpikku Масахиро Шинода и японская зимняя Олимпиада 72-го года в Саппоро, которая на меня повлияла не меньше, чем берлинская. Есть Элем Климов, «О спорт, ты - мир» и московская Олимпиада - 80. Летописцев Олимпиад очень много. И все они, как и мы, мифотворцы, формалисты и поэты. Когда мы видим, как Масахиро Шинода сопоставляет крики горнолыжников, прыгающих с трамплина, с взлетающими из озера лебедями, то оцениваем это как поток чудесных образов. Поэтому я и считаю, что идея музея Олимпиады должна быть воплощена, - недаром же с этим материалом работали лучшие художники и лучшие артисты. Хотелось бы всё вернуть людям. Потому что многие вещи лежат в запасниках и мы видим лишь верхушку айсберга в виде той же Рифеншталь, но не видим всего того, что спрятано.

Ссылаясь на мнение «авторитетного российского искусствоведа» Екатерины Деготь, авторы упомянутых статей заявляют, что рекламные биллборды, созданные Мишениным и Doping-pong, эксплуатируют фашистскую эстетику, а потому вызывают вопросы. Цитата из британской газеты:

«Промоушен-кампания, связанная с зимними Олимпийскими играми в Сочи 2014 года вызывает споры в России из-за использования в ней предположительно «фашистских» образов.

(К слову, «вызывать споры в России» кампания начала только после статьи в Guardian; также обратите внимание на осторожность формулировки - «предположительно фашистских образов», - «Осьминог».)

В кампании используются изображения голубоглазых светловолосых спортсменов и спортсменок, и критики называют эти изображения «неогитлеровскими» и «похожими на картинки из фильмов Лени Рифеншталь».

Когда в послевоенном СССР сошёл с конвейера культовый «Москвич-401» (аналог автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 40-е годы в Германии), никто не обвинял в фашизме тех, кто стал производить этот автомобиль или ездить на нём.


Элементы фашистской эстетики при желании можно найти и в советском, и в русском искусстве, и лично я считаю, что это тоже наши трофеи. Германия была захвачена Россией, была покорена, у нас был сильный враг. Мы противника уничтожили и имеем полное право пользоваться, как народ-победитель, всеми атрибутами народа покорённого. И свастиками, и автомобильными заводами, и научными исследованиями нацистских учёных. Мы победили великую страну с её великой культурой и наследием, и все её достижения по праву сильного перешли к нам. Таким образом, любые обвинения в фашизме абсолютно абсурдны. Как можно обвинять в фашизме народ-победитель? Для меня это дикость.


реклама итальянского горнолыжного курорта в 50х годах.

Поверженный как минимум должен быть равен Победителю, а иногда и превосходить его по некоторым качествам, чтобы Победа казалась подарком богов, а ты сам приравнивался к герою Эллады, совершившему легендарный подвиг. Я со слезами в глазах и комком в горле думаю о том, что ветераны уходят от нас. Что я принадлежу к последнему поколению СССР, и память об этом празднике любым способом мне надо передать своим детям и подрастающему поколению. Чтобы традиция не прервалась.

Имиджи Дмитрия Мишенина, основателя арт-группы Doping-pong,обвиняют и в похожести на социалистическое искусство

Дм. Мишенин: Сначала обвинение в фашизме - и тут же обвинение в коммунизме! Я не вижу ничего плохого в коммунизме, потому что социализм, в котором я рос и который был уничтожен на моей родине, обернулся в Швеции и других странах почти идеальным обществом.
Это не ретроистория, это ретрофутуристическая история. То, что воспеваем мы, - чистый футуризм. И империя для меня - синоним слова «Россия». Заметь, дома, которые были построены при Сталине, простоят гораздо дольше, чем дома, которые строятся сейчас. Более того, любой футуризм должен основываться, как это ни парадоксально, на классическом наследии. Только тогда он имеет шанс стать долгоиграющим, долгоживущим..


В чём уникальность данной рекламной кампании. Смотри - люди тратят уйму денег на пиар, чтобы их заметили. А тут просто череда картин, образов - и все вдруг об этом заговорили. Одним нравится, другим - нет. Неважно, критикуют или хвалят, важно, что имиджи Doping-Pong пробуждают эмоции без всякой пиар-деятельности. А это означает, что они настоящие.

СОВРЕМЕННАЯ РЕКЛАМА - полный шлак. И это ужасно - ведь реклама, как мы уже говорили, пришла на место искусства




Но это не значит, что искусство стало дерьмом. В своё время, когда я переписывался с новыми академиками Ольгой Тобрелутс и Тимуром Новиковым по поводу современного искусства и его будущего, они писали мне, что, по их мнению, наступила эпоха комиксов, которые встали на уровень гладиаторских боёв и цирков уродцев. Так они дали оценку популярности Doping-Pong, которые стали пионерами комиксов в России. А сегодня реклама является живым, настоящим искусством. И тот факт, что публика обсуждает нашу рекламу, означает, что искусство, выставленное в галереях и музеях, абсолютно безжизненное, неинтересное и дурацкое. Скучное. Ненужное людям. А реклама - настоящий стрит-арт.

Рекламой должны заниматься художники высокого уровня. Мы же видим, кто занимается рекламой за границей - Марк Дин Века, Такаши Мураками, Дэмиен Хёрст, Терри Ричардсон, Райан Макгинли. То есть первые лица искусства XXI века, а раньше этим занимались Уорхол и Дали. Теперь все они - классики.


Общество деградировало. Сейчас хорошим тоном считается на «Винзаводе» или «Этажах» какую-нибудь мазню выставлять. А рекламные дизайнеры рисовать не умеют. Они могут только компилировать.

Таланты и сейчас есть, но не в должном, наверное, количестве. Я считаю, что нынешняя ситуация может быть сравнима с концом 70-х - началом 80-х. Тогда в СССР жили БГ, Майк Науменко, Виктор Цой, достаточно большое количество суперартистов, которые выступали по институтам, школам, библиотекам - то есть камерно. А на больших сценах пели совсем другие люди. Но прошло 10 лет, и они стали суперзвёздами. Я верю в прогресс. Причём в прогресс не только в виде гаджетов, но и в виде информации.


Поэтому я хочу видеть фотографии молодых ребят вместо перформансов старых концептуалистов. Хочу видеть красивую рекламу вместо дизайнерских поделок
Сама жизнь диктует изменения.

Культура всегда есть, она всегда развивается. Но лишь тогда, когда происходят фундаментальные политико-экономические изменения, мы получаем Маяковского в качестве народного поэта, а не как футуриста-хулигана. Чувствуешь разницу? Меняются оценки. К примеру, никто уже не помнит, что у нас половина улиц в городах названы именами террористов: Вера Засулич, Софья Перовская и т.д. Мы росли в стране, где террористы были героями! Так что всему своё время…


Я думаю, что наша культура, наша реклама и вообще наша жизнь сейчас находится на таком НИЗКОМ УРОВНЕ потому, что ТЕ, у кого средства массовой информации находятся В РУКАХ, очень НИЗКОГО мнения о своём конечном ПОТРЕБИТЕЛЕ.

ОНИ НЕ УВАЖАЮТ ЛЮДЕЙ, НЕ ЦЕНЯТ их, НЕ СЧИТАЮТ СЕБЕ РАВНЫМИ.

Поэтому мы и видим убогие телеканалы, журналы и талисманы Олимпиады. У нас не народ глупый. Его видят глупым ГЛУПЫЕ ЛЮДИ, прошедшие НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ отбор…

Поэтому нам и втирают дурацкую рекламу, дурацкую эстраду, отвратительные книги. А если дать нашему народу красивую рекламу, красивое зрелище, красивую жизнь, то он ответит своей стране тем же - станет красивым и мыслями, и духом.

Почему Мишенин? Он лучший, из известных авторов, умеющих связывать прошлое с будущим. Он всегда выразителен и узнаваем. Далеко не каждый художник или иллюстратор может создавать полноценные рекламные образы, Дима - один из немногих.

Все обвинения «Допингпонга» в симпатии к правым - бред! Бред, на уровне советской пропаганды типа: «Группы Kiss и АC/DC - воспевают фашизм» Даже объяснять нечего!


Дейнека "Бегуны" 1934г.

P.S.: «При открытии в 1936 г. ЦПКиО имени Горького в Москве там установили 22 копии с античных скульптур. Обнаженные фигуры греческих атлетов и богинь нередко вызывали возмущение посетителей, не привыкших к такой демонстрации наготы. Однако создателям парка удалось их отстоять, ссылаясь на высказывания классиков марксизма-ленинизма, подвергавших критике «ханжескую буржуазную мораль»».
цинк и весь текст: http://www.peremeny.ru/books/osminog/3381

П.С.
очень показателен коммент "Наблюдателя"

Вот вам и очередной разведывательный признак будущего. Отточенные линии, чёткость образов, решительный взгляд - это образы будущего.
Всё говорит о том, что КРАСНЫЙ ФАКЕЛ НЕ ПОГАС! Это вероятный сценарий неосоциализма будущего. Поэтому и закулисные сми насторожились. Ведь не спроста нам дали олимпиаду 2014года, ведь не спроста Медведева в Ватикане водили на выставку соцреализма, ведь не спроста Кургинян имеет доступ на федеральные СМИ и выстраивает концептуальные разводки против либеральной авантюры, ведь не с проста пиарится Гагарин и Андропов, и тонко подводится мысль «какую страну потеряли», ведь не спроста стоят памятники Ленину, ведь не спроста альтернативный молодёжный музыкальный канал имеет символ пятиконечной звезды,………и многое ещё, что не просто так.

искусство, реклама, Россия вперед

Previous post Next post
Up