Буквально несколько дней назад новости и соцсети наперебой вещали о трагедии на Эльбрусе, когда погибли туристы, совершавшие восхождение. Я следила за событиями, читала сообщения туристических клубов и множество комментариев. Не буду делать однозначных выводов, что везде рулят деньги, что в горы водят все подряд всех подряд. Я не знаю, кто прав, кто виноват. Мне жалко туристов, поплатившихся жизнью за свою мечту, жалко инструкторов, которые попали в такую сложную ситуацию.
Я скажу свою пару слов с точки зрения обывателя, который зачем-то тащится в горы.
Несколько лет назад один знакомый позвал меня в горы. В какие? Не поняла я. Оказалось, на Эльбрус. Причем не в Приэльбрусье, а именно на вершину. Я покрутила пальцем у виска. Я и горы? Зачем? Никогда не рассматривала себя в качестве альпиниста. Всегда не любила холод, снег и высоту. И зачем мне идти в холод, в снег и на высоту? Да и здоровье у меня не богатырское, простываю быстро, выздоравливаю медленно. Так зачем идти? Знакомый пространно сказал что-то про испытать себя. "Да что ты, трактор, чтобы тебя испытывать?" Невольно вспомнились слова Тоси Кислицыной из "Девчат". Кстати, знакомый на Эльбрус так и не забрался. И это к лучшему, потому что он из тех проблемных хомячков, которые вечно жрут, нервно морщатся при виде рюкзака и считают себя самыми умными, самыми достойными и самыми великолепными.
А этим летом другой знакомый вдруг загорелся подъемом на гору. Зачем? Наверное, что-то где-то прочел и вдохновился. При этом чувак никогда не был не то, что на вершинах, но даже и в предгорье. Как объяснить человеку, который видел горы только на картинках, что такое разреженный воздух? Пока не столкнешься сам, не понимаешь, что ты дышишь, а воздуха не хватает, что тебя мутит от любого движения, что существует горняшка, которая может тебя свалить, а может обойти стороной. К тому же возраст 40+, плюс небольшой, но он есть. Я не говорю, что после 40 жизнь заканчивается, но 40, не 25. Нагрузка в 40 воспринимается тяжелее, чем в 25, и восстановление происходит дольше. Но чувак загорелся. Он наивно лопочет, что акклиматизация 7 дней, он акклиматизируется. Что если будет тяжело, он просто вернется обратно или вообще не пойдет. Ага, сейчас! Человек, заплативший 35-50 тысяч за подъем, никогда не откажется от восхождения, потому что деньги, потому что авось и дело чести, потому что дурь и отвага. Конечно у него есть время, чтобы подготовиться к восхождению, впереди еще почти год. Однако горы не прощают ошибок, как правила дорожного движения написаны кровью, так и правила безопасности в горах написаны многими потерянными жизнями. В общем, переживаю я за него. Лучше бы он с нами в Приэльбрусье поехал, посмотрел как и что, а то сразу на вершину.