Вчера вечером в Ростове-на-Дону состоялась творческая встреча с дизайнером, аниматором Мишей Петриком, которую организовал клуб ценителей анимации "Железобетон".
Для меня знакомство с Мишей началось со
статьи "Мастерство визуального повествования" в его блоге. Мне ее порекомендовала моя преподавательница анимации Ирина Голина. Всем-всем, кто хочет делать анимацию, советую статью прочитать. Талантливый аниматор Надя Мира написала: "По этому посту об анимации можно узнать больше, чем я узнала о ней во ВГИКе".
Ну а через несколько дней после прочтения статьи я узнала, что Миша Петрик - родом из Ростова и приезжает в гости. Конечно же, эту встречу я пропустить не могла.
Миша рассказал, как он решил заниматься анимацией. Это началось, когда появился проект "Масяня". По телевизору сказали, что этот проект делал парень из Питера, сам, на компьютере. Мама Миши обратила внимание сына, что в этом мультике один человек все сам делал. В то время людей, которые делали мультфильмы считали волшебниками. Сделать мультфильм - это казалось чем-то невероятным. Не верилось, что этим можно заниматься.
И тогда Миша решил, что будет заниматься мультфильмами, потому что остальные профессии ему казались скучными. Он начал пробовать что-то делать в paint, 3D-Max, делать какую-то работу, которую получал из Москвы. Миша с братом основали свою дизайн-студию "Кузница брендов". Они пытались делать что-то крутое, делали что-то для театра. Но все говорили, что это не то, это не интересно. И это было ужасно: когда ты делаешь что-то крутое, а тебе говорят: "Нет, делай вот так". Миша сказал, что они хотели делать что-то классное, но это никому не было нужно. И снова мама поддержала его в этом деле и сказала "Поезжай в Москву и делай что-нибудь. Все у тебя получится". (В этот момент я подумала, как же все-таки важна поддержка близких людей в том, что ты делаешь! Без нее можно, конечно, но с ней - легче.)
Миша поехал в Москву на автобусе и поселился у друга, старший брат которого много курил. "Это было жутко", - признается Миша, - "потому что я вроде как на работе, а вроде и нет, да еще и все в дыму". Тогда ему дала тестовое задание самое большое рекламное агентство в России - "BBDO". BBDO на тот момент делали рекламу для "Мersedes", " M&M's, "MARS", "Whiskas", всяких шоколадок и прочего. Сначала Мише сказали, что его не возьмут. "Тебе говорят, что тебя не берут. И ты должен вроде расстроиться и подумать, что ты плохой работник или что-то в таком духе. Но я позвонил им и сказал: "Я сейчас свободен и очень хочу работать у вас. Давайте мне любую работу, я просто буду делать ее для вас бесплатно." А они сказали: "Ой, да что ты, это глупо". Но потом, видимо, они сказали об этом своим руководителям, и руководители решили давать мне какую-то работу". Так Мишу взяли на работу в BBDO и начали постепенно платить ему больше и больше. (Кстати, я точно так же стала работать программистом. Я просто знала, что после университета трудно найти сразу высокооплачиваемую работу. Но я решила, что хочу работать именно по специальности и получить опыт, пусть даже бесплатно. Работодателям такое стремление нравится).
Полтора года Миша работал дизайнером, что-то рисовал для себя, мечтал заниматься анимацией. "Ты обретаешь комфорт, работая дизайнером, у тебя - хорошая зарплата, тебе дают работу Nike, IKEA, МЕГА. Учишься, смотришь, как это делается. Кайф. А потом становится скучно, и ты понимаешь , что нужно что-то делать дальше" В рекламных агентствах все устроено так, что есть креативщики, а есть дизайн-студии, которые просто делают техническую работу. Креативщики придумывают, а дизайнеры просто реализуют, подготавливают к печати и т. д. В дизайн-студии командуют креативные агентства. Мише хотелось чего-то большего, чем быть просто дизайнером, хотелось что-то придумывать самому. В креативных агентствах есть такое понятие, как "пара" - это копирайтер и арт-директор. Арт-директор отвечает за картинку, копирайтер отвечает за текст. Миша стал работать арт-директором. Работал очень много, спал мало: "Ты работаешь и на выходные, до часу ночи, потому что в пять минут второго метро закрывается..." Потом Миша решил уйти, и главной песней, отражающей его настроение на тот момент стала "Перемен" группы "Кино".
Пока Миша работал в BBDO, ему удалось наладить деловые контакты с известными брендами и после увольнения он делал для них работу. Миша занялся свои проектом "Петрик". ("Петрик" - значит "камешек"). "Петрик" - это команда иллюстраторов, аниматоров и постановщиков, которая рассказывает истории визуальным языком.
Ребята много работали и показали свой showreel за 2014 год:
You can watch this video on www.livejournal.com
"Здесь нет никакого мультфильма, нет истории. Это коммерческая работа. Ты работаешь, не спишь. Тогда у меня был такой путь" - признается Миша.
Для меня на этом вечере стали очень ценными творческие советы от Миши Петрика. Вот один из них: "ожидайте все в минус, в худшую сторону - в деньгах, в работе, во времени". Например, есть у вас 9990 рублей, считайте, что у вас нет 10 000 рублей, у вас есть 9 000. Или у вас два с половиной дня, чтобы закончить проект? Нет, у вас - два дня, чтобы его закончить. Миша считает, что этот принцип помогает во всем.
Однажды, Миша узнал, что существует такой аниматор - Саша Дорогов, который всегда мечтал работать на студии Disney, и он этого добился. Он делал "Лило и Стича". Жил В Калифорнии. Но потом на студию пришел Майкл Айснер, которого считали ужасным руководителем. И тогда Саша Дорогов приехал в Москву учить анимации. Он выпустил много классных специалистов, которые работают и на Dreamworks, и на Disney. Миша учился у Дорогова три месяца: "Много работы. Я не успевал совмещать учебу и работу... Мы рисовали на бумаге формата А3 карандашом. Делали всякие трансформации". Тут Миша показал нам свою анимацию с прыгающей пандой.
Потом я продолжил самообучение. Я поступал к Саше три раза, учился два-три месяца и уходил. Не делайте так. Он невероятно крутой преподаватель." - рассказывает Миша.
Позже Миша со своим братом Лешей решили открыть в Москве кинозал "Восемь". Придумали слоган: "Каждый ряд, как последний". Придумали дизайн для билетов. Рисовали постеры к каждому фильму.
Миша высказался и по поводу работы и дружбы:
"Очень круто, когда ты делаешь какие-то проекты со старыми друзьями. Это такое приятное чувство. И вам есть, что вспомнить".
Еще один совет от Миши:
"Разбивайте любую задачу на подзадачи. Рисуйте в день небольшую часть проекта, а потом занимайтесь чем-нибудь другим. Люди очень любят ставить галочки. Просто запишите список подзадач, а потом вычеркивайте, когда сделали. Это такой кайф! Чем больше разобьете - тем больше творчества."
Если вы хотели бы управлять творческими людьми, Миша рекомендует прочитать книгу от президента Pixar Эда Кэтмелла "Корпорация гениев": "Эд Кэтмелл написал, основополагающая вещь в Pixar - это хаос. Без хаоса нельзя обойтись, потому что хаос рождает что-то новое. А опыт - наоборот, притупляет. Вы берете задачу, которую делали сто раз и знаете, как это будет в итоге, делаете одно и то же. Получается неинтересно. А когда вы решаете непонятную задачу - это заставляет вас искать что-то нелогичное, новое. Очень помогает хаос в этой работе. Хаос - это новое. Опыт - это все старое, это закостенелость. Но все же важно найти гармонию между опытом и хаосом. Не говорите о том, что хаос, беспорядок, не успевать - это плохо. Ищите гармонию".
Еще Миша рассказал о сериале "Серёжа" который они снимали. Его можно найти
здесь. Сериал в стиле "завораживающего абсурда".
А это дизайн скейтбордов, в котором Миша решил использовать конструктивные элементы самого скейта:
Очень крутые - я бы на таком с удовольствием каталась! Их, кстати, можно
заказать.
Ниже - несколько моих записок во время Мишиного выступления, которые сильно мотивируют:
"Искусство - это язык обмена чувствами". (Из книги Л. Н. Толстого "Что такое искусство?")
"Рисуйте на бумаге, чтобы развивать мозг. Компьютер позволяет мозгу лениться"
"Попробуйте рисовать не предмет, а то, что вокруг. Тренируйтесь рисовать быстро. 10 секунд - следующий рисунок..."
"Главное в анимации - это история...Правильный жест дает понять, о чем история, какой характер у персонажа. Рассказывайте историю через жест. Преувеличивайте. Анимация должна позволять увидеть больше, чем в реальности."
"Смотрите балет. Учитесь на балете. Жест - это пластика, пластика - это балет"
"А зачем это все? - можно сказать всегда. Смысл - в процессе, в страсти к тому, что ты делаешь."
"Не надо торопиться. "Кто хочет разбогатеть в один день, тот будет бедным всю жизнь" (Леонардо да Винчи)"
"Путешествуйте. Составляйте свое собственное мнение о мире."
"Снимайте комедии - в комедии драма круче, контраст острее."
"Свой проект без дедлайна делать тяжело."
"Не ожидайте идеального набора инструмента и обстановки, думайте больше об истории, чем о технических моментах. Берите и делайте самое лучшее."
Спасибо проекту "Железобетон" и Мише Петрику за такую ценную и интересную встречу!!! Всем творческих успехов и вдохновения!