"Рахманиновские дни на Дону"

Apr 06, 2015 13:56



4 апреля 2015 года в Ростовской Консерватории Ростовский Академический Симфонический Оркестр под руководством дирижера Александра Поляничко представил второй концерт из трех-частного цикла "Рахманиновские дни на Дону".
В этот вечер были исполнены произведения раннего периода творчества С. Рахманинова, каждое из которых стало первым в своем роде.
Концерт открыло первое оркестровое сочинение С. Рахманинова - симфоническая фантазия "Утес". В нем - и страсть, и отчаяние, и протест.


Далее прозвучал первый фортепианный концерт С. Рахманинова. Это произведение стало первым, которое автор решился придать гласности. Во время работы над этой партитурой композитор был молодым студентом Московской Консерватории. Но даже в этой юношеской работе, в партии пианиста, создававшейся в расчете на собственные феноменальные исполнительские способности, заметны виртуозность, энергия и блеск, которые впоследствии сделают Рахманинова всемирно известным пианистом.
В 1917 году он вернулся к этой работе, в частности, существенно усложнил и обогатил партию пианиста. В этой редакции концерт и прозвучал. Солировал в нем замечательный музыкант, пианист и композитор, лауреат международных конкурсов, Алексей Чернов.


Во втором отделении концерта была исполнена первая симфония С. Рахманинова, ставшая итогом раннего периода его творчества. В это произведение он вложил много душевных сил, надежд и упорного труда. Глубокое и значительное по замыслу, но появившееся в судьбе композитора под несчастливым для  него номером 13. Премьера симфонии обернулась провалом, затем последовали разгромные отзывы в прессе, нелицеприятные оценки и комментарии коллег. Все это отразилось на молодом и впечатлительном композиторе негативно. Спустя 20 лет Рахманинов вспоминает: "После этой симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар, и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки... Симфонию не покажу, наложу запрет на смотрины". По словам ведущей концерта, причиной для неуспеха симфонии в день премьеры в первую очередь стало крайне небрежное ее исполнение музыкантами под руководством А. Глазунова, быть может, сыграли роль недопонятость и недооцененность новаторского языка этой партитуры, сложность музыкальной драматургии. При жизни Рахманинова симфония больше не прозвучала, не была издана, и ее рукопись была утеряна. Вероятнее всего, Рахманинов сам ее уничтожил. Партитуру восстановили по чудом сохранившимся в архиве оркестровым голосам. Второе рождение симфонии состоялось 17 октября 1945 года и сопровождалось огромным успехом.
По воспоминаниям близких Рахманинова, на автографе партитуры стоял тот же эпиграф, что и у Л. Н. Толстого к "Анне Карениной":   "Мне отмщение, и Аз воздам".
Косвенным подтверждением тому служит главная музыкальная тема этого произведения, которой стала подлинная древне-русская литургическая мелодия. В то время, когда Рахманинова сочинял эту музыку (на рубеже XIX-XX вв) тема возмездия волновала умы интеллигенции очень часто, поскольку все жили в предчувствии грядущих глобальных социальных перемен, в предчувствии эпохи мировых войн и революций. Возмездие трактовалось как наказание за безверие, за бездуховность поколения и очень тесно связывалось с темой личной исторической ответственности каждого за судьбу своей Родины.


Следующий концерт, посвященный творчеству С. Рахманинова, пройдет 11 апреля, приходите.
P.S: очень впечатлила работа дирижера А. Поляничко: как тонко он чувствует музыку, в нем столько энергии, что хватает на весь оркестр. Приходите посмотреть и послушать.:-)

Ростов-на-Дону, Музыка, рецензии

Previous post Next post
Up