Вл. Мелихов: Вспомнилось
недавнее выступление премьера Медведева о сопоставлении зарплат учителей и полицейских и о том, что те, кто призван готовить (отчасти) нравственный и моральный облик будущего страны (в том числе и тех, кто, избирает для себя профессию блюстителей закона), ценятся на самом деле в три раза меньше..
Cвои комментарии по этому поводу уже все давно высказали, но я хотел бы вернуться вновь к этой теме и обратить ваше внимание немного на другое - на то как расставлялись приоритеты в виде заработной платы в Российской Империи, и то как эти приоритеты выглядят нынче у тех, кого СССР победил в предшествующих войнах.
Сравним:
- На 1913 год средняя зарплата рабочих составляла 25-30 руб.; профессиональных рабочих (слесарь, токарь и т.п.) - 50-80 руб. Учитель с высшим образованием в первые пять лет работы получал 75 руб. Но через каждые 5 лет накопленного стажа он получал надбавку к годовому жалованию - 200 руб. (33,5 руб. в месяц). Таким образом, при стаже в 20 лет учитель получал 166,6 руб. в месяц.
- Учитель подготовительных классов и без высшего образования получал 50 рублей, за 5-летнюю выслугу - прибавку к жалованию в размере тех же 200 руб. в год. И при стаже в 20 лет его зарплата составляла уже 140 рублей в месяц.
Кроме того, учитель жил в казенной квартире, за которую плату не производил.
Оклады в полиции (в месяц):
- зарплата городового (рядовой сотрудник полиции) - 20,5 руб.
- зарплата околоточного надзирателя (участковый) - 50 руб.
- зарплата участкового пристава (начальник полицейского участка района) - 62 руб.
Так что у учителей в Российской Империи зарплата была выше, чем у полицейских. Но, главное - даже не в этом, а в сравнении покупательской способности того оклада дореволюционного периода и нашего нынешнего. Итак, в переводе на нынешние деньги выходит следующее (причем, приведенный расчет был сделан исходя из цен на 2014 год - до инфляции):
- оклад учителя, получавшего в 1913 году зарплату в 100 рублей, на наши деньги составляет 150 тысяч рублей. То есть в сравнении с теми 15-ю тысячами, которые учителя сегодня получают в РФ, наглядно видно, что СПУСТЯ СТО ЛЕТ УРОВЕНЬ ДОХОДА РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ УПАЛ в 10 раз!
Далее:
В Германии школьный учитель получает, после всех вычетов, чистыми около 3 тыс.евро (в рублях это больше 210 тыс. руб.) А вот полицейский - в той же самой Германии - получает в среднем 2800 евро, что меньше зарплаты учителя. У финских учителей зарплата около 3,5 тыс. евро. Такая же зарплата и у финского полицейского. Здесь уровень оплаты с учителем одинаковый. Обе эти страны в своё время были побеждены в военных действиях с СССР, однако, «побежденные» сумели создать в своих странах такие условия жизни, что их учителя получают зарплату в 14 (!) раз выше, чем у «победителя». Ещё немного лет такого «особого и независимого» развития - и наши учителя пойдут на паперть, но продолжат всем скопом агитировать родителей учащихся голосовать за партию власти.
Вот это высказывание Медведева - пощёчина всем учителям, раболепствующим перед нынешней властью и рассказывающим ученикам на «политминутках» о великой поступи нашей страны.
Теперь эта «поступь» коснулась и их. Вопрос - кто следующий?
Ниже я хотел бы привести ссылку на довольно старую статью о том как начала преобразовываться финская школа и как в нее готовят новый тип преподавателя. Это статья 2013 года. Сегодня финское школьное образование признано лучшим в мире.
Владимир Мелихов * * *
На подмостках класса
Самый большой конкурс в вузах Финляндии среди будущих педагогов
Приемные экзамены начинаются в мае. Самый большой конкурс - 15 и больше человек на место - по традиции ожидается в университеты на педагогические отделения. Профессия учителя в Суоми - это гарантия высококачественного образования и хорошего заработка.
Финны еще сорок лет назад поняли, что школьное образование надо перестраивать. Но, переписав учебники, увеличив срок обучения в младших классах на 2 года (1-6 классы) и даже построив школьные здания по новым проектам,
они поняли, что без нового, высокообразованного учителя реформа бесполезна. Как подготовить такого учителя? Эксперты предложили начать с восстановления престижа профессии. Стартовали с увеличения зарплаты. Причем зарплату новичку сделали ниже максимальной всего на 18 процентов. По последним данным, зарплата, например, учителя финского языка на уровне 3600 евро, то есть 144 тысячи рублей. У преподавателей-предметников старших классов она выше на 500 евро.
Одновременно учителя освободили от рутинной работы. То есть от составления всяких отчетов. Институт школьных инспекторов был и вовсе уничтожен. Аттестацию учителей прекратили. А самому учителю разрешили самостоятельно подбирать учебники, составлять тесты и методику преподавания. Короче говоря, учителям сказали: мы даем вам общие государственные стандарты, а дальше - творите, но не во вред ни детям, ни стране.
Создав нормальные условия учителям для работы и жизни, реформаторы быстро убедились, что экспериментировать прежний преподаватель со степенью бакалавра не может. Уровень образования не тот. Научно-исследовательские навыки отсутствуют. И финны начали обучать школьного учителя по-новому.
Во-первых, всю подготовку учителей они отдали университетам. Во-вторых, всех преподавателей, в том числе и начальной школы, обязали учиться в вузе до получения степени магистра. То есть финны одними из первых в Европе увеличили срок учебы на учителя на два года, сделав подготовку педагогов двухступенчатой: три года до получения степени бакалавра, а потом еще два года - до получения магистерской степени.
Кроме предметников и учителей начальной школы университеты начали готовить спецучителей для работы с отстающими детьми и детьми с неадекватным поведением. Такая необходимость была вызвана тем, что каждый четвертый финский ученик не успевает усваивать программу. И шалунов хватает. С ними спецучителя работают индивидуально или в составе группы по 5-7 человек по 2-3 часа в неделю.
Университетское образование сделали обязательным даже для воспитателей подготовительных классов детских садов. Правда, было решено, что с этой работой справятся и бакалавры. Финны ориентировались на рекомендации ученых, которые считают, что 90 процентов мозга и 95 процентов нервных путей ребенка формируется в первые пять лет. Поэтому воспитание ребенка в этом возрасте должно проходить под наблюдением опытных педагогов. По этой же причине самые квалифицированные педагоги работают в начальной школе.
Высокая зарплата, гарантия получить хорошее и к тому же бесплатное образование, возможность реализовать в школе свой талант и фантазию довольно быстро восстановили престиж школьного учителя. Но авторов школьной реформы интересовали не количество, а качество. И они предложили систему отбора, при которой отсеиваются все, кто при поступлении на педагогический факультет мечтает лишь больше о деньгах и почете.
Отбор происходит в процессе собеседования с будущими педагогами. Первое собеседование - во время сдачи вступительных экзаменов. Преподаватель из университета, школьный учитель и муниципальный чиновник, отвечающий за образование, выясняют, для чего абитуриент выбрал этот факультет, что он знает о будущей профессии. И тот, кто аргументированно сможет ответить, получает дополнительный шанс стать студентом.
Учителям сказали: мы даем вам общие государственные стандарты, а дальше - творите, экспериментируйте
Второе собеседование проходит с бакалаврами, которые решили продолжать учебу для получения степени магистра. Там ведь опять нужно выдержать конкурс из 4-5 человек на одно место. Ну и, наконец, беседа с работодателем той школы, где новоиспеченный учитель хотел бы работать. В результате всего процентов 30 выпускников проходят удачно этот отбор и трудоустраиваются с первого захода.
Но даже им постоянная работа учителем еще не гарантирована. Сначала надо пройти полугодовой испытательный срок. После это работа почасовиком. Бывают случаи, когда на постоянную работу учитель трудоустраивается лет через десять. Столько приходится доказывать, что он именно тот, которого ждут школа и дети.
Учебная программа делится так: 67 процентов - теории и 33 процента практики. Университеты раз в три года обновляют учебные программы подготовки учителей с учетом запросов времени, мнений работодателей, выпускников и преподавателей. В финском университете требование к студенту мягкое. Посещение лекций - дело добровольное. Но сдавать экзамены по курсу лекций студент обязан.
На жалость преподавателя можно не рассчитывать. И взяток они не берут. Поэтому учить тот или иной предмет все равно придется. Главная цель учебы в университете - научить студента самостоятельно заниматься исследованиями, чтобы он и в школе постоянно искал новые методы преподавания. С этой целью в университете будущий учитель пишет серьезную научную работу на основе своих наблюдений, оценок чужих научных трудов, анализов статистических данных и своих собственных выводов.
То есть учеба идет в тесной связи научной работы с практикой. И в этом сильная сторона системы подготовки учителей для финской общеобразовательной школы.
Валерий Митенев (корреспондент газеты Suomenmaa)
Российская газета - Федеральный выпуск №6040 (64)
* * *
Для Финляндии все названное - не случайность. С тех пор как были реализованы крупнейшие реформы в сфере образования 40 лет назад, школьная система страны постоянно находится в верхней части международных рейтингов.
Но как они это делают? Все очень просто: идя против эволюционной централизованной модели, принятой в большинстве стран западного мира.
1. Дети финнов не идут в школу, пока им не исполнится семь лет.
2. Они редко делают домашнее задание и не сдают экзаменов, пока не достигнут подросткового возраста.
3. Первые шесть лет учебы в школе знания детей не оцениваются вовсе.
4. Существует только один обязательный стандартизированный тест в Финляндии, который проводится, когда детям исполняется 16 лет.
5. Все дети, умнее или глупее, учатся в одном классе.
6. Финляндия тратит примерно на 30% меньше на ученика, чем США.
7. 30% учеников пользуются дополнительной помощью в первые девять лет обучения.
8. 66% выпускников школы поступают в колледж (это максимум для Европы).
9. Разница между самыми сильными и самыми отстающими школьниками минимальная в мире.
10. 93% финнов заканчивают старшую школу (на 17,5% больше, чем в США).
11. 43% учащихся старшей школы ходят в "летнюю школу".
12. Учащиеся начальной школы имеют 75 минут перемен в день по сравнению с 27 минутами в США.
13. Учителя проводят только 4 часа в день в школе и 2 часа в неделю посвящают профессиональному совершенствованию.
14. Число учителей в Финляндии сравнимо с Нью-Йорком, в то время как учеников намного меньше (600 тыс. по сравнению с 1,1 млн).
15. Школьное образование на 100% финансируется государством.
16. Все учителя в Финляндии должны иметь степень магистра, которая полностью субсидируется.
17. Национальный учебный план представляет собой только общие рекомендации.
18. Учителей набирают из топ-10% выпускников университетов.
19. Средняя стартовая зарплата учителя в Финляндии составляет $28 тыс. в год (данные 2008). В США - $36 тыс.
20. Зарплата учителей со стажем 15 лет на 2% превышает среднюю зарплату выпускников тех же университетов (в США составляет всего 62% от средней зарплаты).
21. Не существует никаких специальных доплат учителям.
22. Учителя имеют тот же социальный статус, что и доктора или юристы.
23. Согласно международному исследованию 2001 г. финские дети были в топе, или очень близко к верхним позициям, в науках, чтении и математике.
24. Финляндия опережает страны со сходной демографической ситуацией, например Норвегию, где система образования аналогична США. (
vestifinance)
См. тж.
"Семь принципов финского образования"