Владимир Мелихов: "В эту поездку на Дон, кроме многочисленных встреч с нашими друзьями и казаками, приезжавшими на Мемориал, к нам приехала съемочная группа кинодокументалистов из Румынии..."
"Преодолев постсоветский синдром, Румыния успешно модернизировала экономику. Льготные условия предпринимательской деятельности позволили привлечь инвесторов и дать возможность развиться малому бизнесу. Результат: экономика Румынии стала расти, достигнув к 2015 году 3,5 %. У молодёжи появилась возможность реализовать свой потенциал не в Англии и Германии, а у себя на родине...".
Одна из членов группы - Юлия Стоян сама является потомком казаков, оказавшихся после Гражданской войны в Румынии. Так что тема того, что происходит в казачьей среде - для неё не сторонняя. Интерес к этой теме подогрелся в Европе и на основе последний событий в Украине, где чуть ли не в каждом репортаже показывались «казаки», участвующие в развязанном военном конфликте на Востоке Украины.
Она уже снимала материал на эту тему в разных регионах России и хотела встретиться с нами на Мемориале, чтобы попробовать разобраться со всеми сложностями казачьей жизни в настоящее время. Вместо запланированного дня посещения, они пробыли у нас 4 дня, знакомясь с нашей деятельностью, встречаясь с посетителями Мемориала и оставшимися ещё немногочисленными жителями Еланской.
Вопросов, которые мы обсуждали, набралось столь много, что порой, отвечая на них, мы подолгу задерживались до полуночи. Не буду останавливаться на всем том, что обсуждалось, и что Юлия никак не могла понять, а приведу только два её вопроса, которые запомнились по её эмоциональной реакции.
Первый заключался в том, что после ознакомления с музеем, переговорив с посетителями и обитателями станицы, просмотрев последние отзывы приезжающих к нам, она никак не могла понять, почему нас так крепко преследуют, применяя прямо-таки варварские методы - от сбора подписей и заявлений каких-то сумасшедших, требующих сноса Мемориала - до прямого беспредела с вырыванием листа из паспорта и подбрасыванием патронов во время обысков.
Её недоумение было столь естественным и искренним, что она так и не могла уразуметь, как подобное возможно, если Мемориал поддерживают абсолютно все, с кем ей довелось увидеться - и у нас, и в других местах, где она бывала ранее.
После долгих объяснений, которые она явно всё равно никак не могла понять до конца, теперь уже я взял Книгу отзывов и остановил её внимание на тех, кто написал их, занимая довольно высокий пост или должность в нашей российской системе власти - это были главы городов и некоторых районов Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей, Ставропольского и Краснодарского краёв, служащие милиции, прокуратуры и даже судов. Среди оставивших отзывы, был и депутат Госдумы РФ О. Михеев, и руководитель аппарата Комиссии Совета Федерации А. Козлов, и многие, многие другие, которые на частном уровне нас поддерживают, но, как госслужащие, не могут и пикнуть в нашу защиту.
Всеобщий внутрироссийский страх стал довлеющим фактором надо всем нашим обществом, с одной стороны, и абсолютная наглость и беззаконие, ставшее нормой поведения для правящего клана, с другой - вот это и есть главное, что позволяет мерзавцам вести себя так же, как вели себя большевики на Дону, после установления на его территории Советской власти, огнем и мечом уничтожая всё живое вокруг и подавляя личную свободу своим деспотизмом.
Но, не испытав сама этого страха и произвола со стороны властей, Юлия никак не могла понять, проживая в Румынии, где сегодня ничего подобного нет, как это может быть в нашей стране.
А на другой вопрос - «что для Вас является Родина? И есть ли отличия понимания этого у казаков и других народов России?» - я предложил ей съездить в наш родовой хутор и посетить те места, которые в детстве я исходил с дедом, то направляясь на сенокос, то на бахчу, то бить подсолнухи или поутру идти на рыбалку.
Но, к сожалению, времени у нас было в обрез и мы решили поехать сразу же вечером, заночевать в степи, рано с рассветом сходить на рыбалку, чтобы к 10 утра уже вернуться домой, так как к этому времени к нам должны были приехать ростовские репортеры.
Проезжая по местам моего детства, я рассказывал, как то или иное место связано с той радостью или переживаниями, которые я малым дитём испытывал. Что говорил мне дед, что рассказывали его друзья. Как ночью, ложась навзничь на берегу Дона, я подолгу всматривался в звёздное небо и Млечный Путь, раздумывая об иных мирах. Как практически на автомате, без всяких будильников, мы вставали аккурат за полчаса до рассвета и готовились забросить первые удочки..
Вот все эти люди, формировавшие меня как личность, приучая к труду и уважению человеческого достоинства - и есть моя Родина. И в моих рассказах они оживали и находились невидимо с нами и Юлия это очень хорошо понимала.
Разумеется, частью этой Родины является и то, где они жили - все те люди, о которых я вспоминал. Вспоминал я бескрайние поля, густые заросли терновника, могучие ивы и тополя в Придонье, озёра с заросшими камышом берегами, всплеск мощной рыбины на стремнине и многое-многое другое, впитанное мной в сердце с малых лет.
И вот всё это, переплетаясь меж собой, создает среду, частью которой ты чувствуешь и себя. И когда ты вновь с ней соединяешься, то твоё сердце наполняется радостью, любовью, некими внутренним торжеством и благостью. Всё это и есть Родина.
Уже возвращаясь домой, они сказали мне, что теперь понимают, что для казака - Родина…
Разумеется, кроме вопросов, адресованных мне, я интересовался и жизнью в Румынии.
Находясь в Европе - будь то Германия, Австрия или иная страна, я очень много слышал о том, что из Румынии, по причине краха экономики и низких зарплат, народ поголовно уезжает в разные европейские страны и работает в качестве гастарбайтеров на разных работах.
Юлия сама лет 6 назад, после окончания колледжа, уехала работать в Англию, т.к. заниматься любимым делом - документалистикой - в Румынии она не могла. Так же из страны уезжали многие молодые люди, ища работу и лучшую долю. Однако, постепенно экономический хаос в Румынии был преодолён. Общество смогло найти в своей среде более опытных и профессионально подготовленных людей, которые постепенно, из года в год, улучшали экономическое положение страны и, наконец, преодолев постсоветский синдром, успешно модернизировали экономику. Конкурентная среда и гарантированные свободы позволили положить начало формированию среднего класса. А льготные условия предпринимательской деятельности (снижение налогов, упрощение отчетности, снятие бюрократических препонов) позволили привлечь инвесторов и дать возможность развиться малому бизнесу. Тут же появился результат: экономика Румынии стала расти, достигнув к 2015 году в своём росте 3,5 % (годовой прирост), в то время как рост всей европейской экономики составил 1,2 %. Европейский экономический банк прогнозирует на 2016 год рост экономики Румынии ещё на 4,1 %, что явится самым большим показателем среди европейских стран.
Появилась возможность и у молодёжи реализовать свой потенциал не в Англии и Германии, а у себя на Родине, поэтому начался обратный процесс. Молодые люди, ранее уехавшие из Румынии, вновь возвращаются, открывают свой бизнес, работают в открывшихся предприятиях.
Вернулась назад и Юлия, которая ныне работает в международном фонде документалистов Румынии «Астра» и уже снимает свой второй документальный фильм.
Вот так, основополагающие принципы функционирования современного общества - как личная свобода и конкурентная среда - могут изменить развитие общества в качественное преобразование, основанное на прогрессе и эволюционном развитии.
И ещё, кроме устремления и фактического возвращения молодых людей в Румынию из европейских стран, в их среде сейчас очень высоко поднят патриотический дух и уважение к собственной стране, встающей из "руин" и начавшей своё развитие. И что ещё примечательно - практически полностью сошли на нет националистические устремления о «румынском мире», в который хотели затащить Молдавию. Наоборот, многие румыны даже приветствуют то, что молдаване формируют свою этническую общность и имеют своё свободное право говорить о себе как об отдельном народе. Вот так, без шовинизма и фобий, не очень богатая страна, с ещё небольшими доходами населения, постепенно становясь на путь созидания и цивилизационного развития, возвращает на Родину своих сограждан и создаёт для них человеческие условия жизни и деятельности.
Владимир Мелихов