Суховеи, олени и авторство «Империи Гулаг»

Apr 24, 2016 14:00

...ставшей десятки лет спустя в переложении А. Солженицына "архипелагом"


На первом месте в подсоветской России стоит борьба с суховеем, борьба с засухой или, говоря более широко, борьба со среднеазиатскими песками. Теоретическая мысль в СССР сделала уже очень много в этом направлении. Практически из этой борьбы не получилось почти ничего..

Был намечен целый комплекс мероприятий: плотины на Волге, искусственное орошение левобережья, облесение, засухоустойчивые растения. На, так сказать, крайнем фланге этих проектов стоит искусственная ионизация воздуха (еще Д. Менделеев предвидел, что таким путем можно вызвать дождь), солнечные машины для добывания колодезной воды и даже регулировка таяния памирских ледников. Из всех этих проектов, кроме обычной большевицкой халтуры, не вышло ровно ничего.

Но среди них есть не только утопические проекты. Очень возможно, что те русские люди, которые сейчас работают в области сельского хозяйства, например, в Африке, могут собрать чрезвычайно ценный опыт в деле освоения пустыни. Вспомните рассказ о селе Установке «Марокканского уезда», помещенный в № 14 «Нашей Газеты». Там очень мельком говорится о том как группа русских офицеров обосновалась в африканской пустыне и процветает там. Там, в марокканском уезде, те же «лесовые красные пески», как у нас в закаспийской области, тот же климат и то же отсутствие воды....

Не будем скромничать зря: вопросы о борьбе с суховеем, с засухой и с песками касаются территории, превышающей территорию Германии приблизительно в восемь раз.

Есть и другой вопрос, который касается территории, равной почти половине России. Пояс вечной мерзлоты захватывает 47 процентов всего пространства СССР. И здесь подсоветская мысль пыталась поставить вопрос об использовании для человеческой жизни этой гигантской территории. И здесь из этих попыток, кроме халтуры, не получилось почти ничего. Вспомните те приполярные огурцы, которые управление Беломорско-Балтийским лагерем разводило около Медвежьей Горы. Но кое-что все таки сделано. Основан Игарский порт, который нам все таки понадобится. Организовано несколько сот звероводческих ферм, из которых большинство погибли от той же пресловутой бесплановости и бескормицы, от которой гибнут не только горностаевые соболи, но даже бараны и свиньи. Но кое-что осталось. Остался по преимуществу опыт. И по преимуществу горький опыт.

Я очень мельком и только из советских источников знаю об американском опыте с нашими северными оленями. В Советской России оленье поголовье вымерло почти все. Товарищи раскулачивали лопарских, самоедских и якутских кулаков, коллективизировали важенок, устраивали фантастические приполярные кооперативы, которые почему-то обозначались математическим термином «интегральной кооперации», заводили оленьи молочно-товарные фермы - словом, даже такой неприхотливый зверь, как северный олень, и тот передох. В колчаковские дни американцы вывезли на Аляску около семисот штук северных оленей, и на берегах Юкона занялись оленеводством. Пока товарищи обгоняли и перегоняли Америку, на Аляске создана целая отрасль новой сельскохозяйственной промышленности.

Один из советских специальных журналов грустно констатировал тот факт, что американская буржуазия нынче зарабатывает на этих оленях больше, чем она в свое время зарабатывала на джек-лондоновской золотой лихорадке. Почтенное советское заведение, главное управление северного морского пути, сокращенно именуемое Главсевморпуть, должно, по замыслу советского законодателя, разрабатывать весь комплекс мероприятий по освоению севера. Сюда входит и северный морской путь, и проект северной железной дороги, которая должна была пройти приблизительно по 60-й параллели, и рыболовство, и звериные промысла, и продвижение на север злаковых растений, но паче всего и прежде всего - передвижка на север всяческого нежелательного в других местах населения.

Эту главную функцию главного управления северного морского пути выполняло Главное Управление Лагерями ОГПУ - ГУЛАГ. Игарской заведует тоже Гулаг. Звероловством, рыболовством и прочими вещами заведует опять же Гулаг. Недавний начальник и строитель всей этой «империи Гулага», товарищ Берман, нынче переведен в почтово-телеграфное ведомство. По некоторым предыдущим примерам можно утверждать, что от почты до подвала один шаг. Пожелаем счастливого пути...

Ив. Солоневич. "Белая Империя" (отрывок), Наша газета, 1940.
_________________________
Эх, не знал Иван Лукьянович, что годом раньше это теплое пожелание т. Берману человеколюбивой советской властью уже было исполнено, хотя в 1957 та спохватилась и Матвея Давидыча таки реабилитировала. Кстати, художественный образ сего лубянского героя ярко выведен в романе Ив. Солоневича "Две силы". Рекомендую всем тем, кто малость подустал от тт. Ильфа с Петровым, не пожалеете (вот ссылка на полный текст, 2 части, pdf).

советчина, русское зарубежье, ссср, антибольшевизм

Previous post Next post
Up