В эти дни февраля мы вспоминаем участников первого Кубанского "Ледяного похода" Добровольческой Армии
В ночь с 9 на 10 (с 22 на 23 по н. ст.) февраля 1918 года горстка храбрецов - офицеров, юнкеров, кадетов, студентов, гражданских добровольцев вышла из Ростова-на-Дону в неизвестность, в темноту ледяной ночи, в поход за Россию - в "Ледяной поход" - и покрыли себя неувядаемой славой. Таким образом, мы отмечаем начало 1-го Кубанского "Ледяного" похода", когда, убедившись в бесцельности и безнадежности дальнейшего пребывания на Дону, выступила в этот легендарный поход белая Добровольческая Армия. Оставив донскую столицу, она направилась на Кубань, где надеялась соединиться с кубанскими казаками и продолжить борьбу против большевиков..
Добровольческая Армия образца 1-го Кубанского похода была, как назвал ее один военный историк, "военно-исторической загадкой". Любовь к Родине и вера в успех двигали эту горсть плохо вооруженных людей на беспримерный в военной истории поход. Без надежды на помощь, без тыла, без снарядов, армия, высоко подняв знамя Единой Великой России, пошла против заливавшей страну красной волны навстречу неизвестному будущему. Вряд ли за всю свою военную историю в России была когда-нибудь армия равная по героизму этим Добровольцам. Великие потрясения великой страны породили великую по духу горсть настоящих Героев...
Выступив из Ростова в количестве 3683 человек, медленно продвигаясь по Кубани, Армия соединилась с кубанскими добровольцами доведя свою численность до 6000 бойцов. Точкой притяжения для добровольцев был Екатеринодар, занятый, как выяснилось позднее, сильным отрядом красных (до 20 тыс. человек). В конце марта начался штурм кубанской столицы, продолжавшийся три дня. На четвертый день ожесточенных боев, 31 марта (13 апреля) 1918 года Командующий Добровольческой Армии генерал Л. Г. Корнилов был убит разорвавшейся в помещении его штаба гранатой. Его гибель по сути решила участь штурма. Впечатление, произведенное смертью Командующего на Добровольцев, а также тяжелые потери, понесенные армией, делали продолжение штурма бессмысленным. Первой задачей нового командующего генерала А. И. Деникина стало спасение Армии от полного уничтожения. Он отвел ее от Екатеринодара по направлению к Дону, откуда были получены сведения о восстании донцов. В весенних нескончаемых боях 1918 года покрыл себя неувядаемой славой командир первого офицерского полка доблестный генерал С. Марков.
Знак Первого Кубанского похода. Это не орден, а именно знак. Более точное его название "За Ледяной Поход". Он был утверждён А. И. Деникиным после 1-го Кубанского (или "Ледяного") похода в 1918 году. Этот знак представляет собой лавровый веночек из серебра, украшенный кавалерийским клинком.
Первый Кубанский поход был закончен. Выступив в составе менее 4000 человек армия вернулась на Дон численностью до 5000 человек, пополненная кубанцами и вывезя с собой до 1500 раненных. Добровольческая Армия прошла 1000 километров за 80 дней похода, из которых 44 - она провела в боях.
Но отступление Добровольцев от Екатеринодара вовсе не означало неудачу похода. Поражение под стенами кубанской столицы восполнялось тем, что добровольцы, вернувшись на Дон, к своей исходной точке, принесли с собой Веру в возможность борьбы, и эту Веру они вливали в сердца тех, кто ее потерял. Духовная сила, которую добровольцы привезли из кубанских степей, создала в 1918 году Добровольческой Армии ореол надежды России.
Ив. Шмелев, К началу "Ледяного похода" Добровольческой Армии в 1918 г.
* * *
Любовь к Родине и вера в успех двигали эту горсть плохо вооруженных людей на безпримерный в военной истории поход. Без надежды на помощь, без тыла, без снарядов, армия, высоко подняв знамя Единой Великой России, пошла против заливавшей страну красной чумы навстречу неизвестному будущему. Вряд ли за всю свою военную историю в России была когда-нибудь армия, равная по героизму этим добровольцам. Великие потрясения великой страны породили великих по духу героев.
Можно много в чем упрекать первых руководителей Белого движения, особенно политиков, далеко не сразу изживших свой феврализм или вообще не изживших его.
Можно упрекать и военачальников, не всегда принимавших верные решения. Но невозможно отрицать жертвенный подвиг белых добровольцев, которому посвящена первая награда Белого движения: меч в терновом венце, наглядно выражающий суть русского христолюбивого воинства в годину лишений и смуты.
Белая Гвардия
Вечная память героям!
Побатальонно, поротно
Выбыв из строя смолк
Сто тридцать пятый пехотный
Керчь-Еникальский полк.
Молодец молодца краше,
Пулями мечены лбы...
Не доходя Таганаша
Вышли из белой борьбы...
Полк, пробивая дорогу,
В полном составе лег:
Мертвые - прямо к Богу
Раненые - в острог...
Скошен косой пулеметной,
В Северной Таврии смолк
Сто тридцать пятый пехотный
Керчь-Еникальский полк
Автор - князь Н. В. Кудашев († Нью-Йорк, 1978)
Click to view