Демагогия: стиль обращения к заведомым баранам для заведомо шашлычных целей

Feb 01, 2016 12:00


Кто-то когда-то сказал, что ложь - это дань, которую порок платит добродетели. Он, порок, тоже хочет казаться добродетелью - иначе зачем ему врать? Никакой политический пастырь не может прийти к своему политическому стаду и сказать ему прямо "дорогие товарищи бараны, мне очень нужен шашлык, а так как я - единственной в этом мире, обладающий Истинным Рецептом Великого Шашлыка, то вот уж не обессудьте". Приходится прибегать к тому, что называется демагогией: стиль обращения к заведомым баранам для заведомо шашлычных целей"..

Трагедия нашего времени заключается, в частности, в том, что этот стиль начинает перенимать и "добродетель"… То есть, те люди, которые и считают баранов баранами, но жарить их не хотят: пусть себе бараны пасутся, множатся и населяют земли, управляемые нами - мудрецами и философами, Платонами и Марксами, и прочими и прочими.

И тут для среднего человека мира возникает полная невозможность разобраться: правая, левая где сторона, где есть "вперед" и что значит "назад", что ведет вверх и возможно ли опуститься еще "ниже", чем мы опустились все? Вот: живем мы в бочке, как если верить истории философии, жил эллинский мудрец Диоген. И если мы переселимся в дома - то будет ли это "вперед" или "назад"? Или, после бочек - будет ли обратный ход в дома означать реакцию и дальнейший ход в пещеры - дальнейший прогресс? Мы ведь с 1917 года прогрессируем без малейших остановок - на полный ход. Покинули хижины в три комнаты на семью и переселились во дворцы в три семьи на одну комнату. Куда ведет нас дальнейший "прогресс" в том же прежнем направлении? Может быть будет лучше заняться "реакцией"? Безстыдно плюнуть на "прогрессивные бочки" и нагло вернуться в черносотенные дома? И, вернувшись, всякого философа, обещающего нам новые дворцы - вышибать вон без никаких, не стесняясь даже применением таких методов полемики, как полено. По возможности - дубовое.

История русской общественной мысли есть история никогда еще в мире не слыханного вранья. Мы к нему привыкли, как, если верить Геродоту, соседи нильских водопадов привыкли к грохоту воды. Пожалуйста, припомните: нам говорили о кровавом старом режиме и нам обещали бескровный новый. Бескровный новый - сейчас совершенно очевиден. Сейчас нас зовут к самым новым и самым бескровным... Какое количество мозговых извилин следует предполагать в человеке, который, кое-как сбежав от просто нового и просто бескровного режима, станет верить в самый новый и самый бескровный?..

Ив. Солоневич. "В трех соснах" (отрывок), Наша Страна, № 31, 1949.

советчина, безстыдство, пропаганда, публицистика, наша страна, антибольшевизм, солоневич

Previous post Next post
Up