Клавдий Александрович Фосс

Nov 11, 2014 22:18

11 ноября 1991 в деревушке Тютцинг* близ Мюнхена скончался Клавдий Александрович Фосс


Родился в 1898. Учился во 2-ой Виленской гимназии. Участник похода "Яссы-Дон". Капитан Дроздовского артиллерийского дивизиона. Галлиполиец. Монархист, был глубоко верующим человеком. В эмиграции в Болгарии - адъютант начальника III отдела РОВС. В 1924 году создал тайную организацию "Долг Родине", которая в дальнейшем преобразовалась в контрразведку РОВС "Внутренняя линия".

Ближайший друг и старший наставник Председателя Дроздовского Объединения кап. Буткова В. Н. Внутренняя линия - контрразведка РОВС, созданная по указанию генерала А. П. Кутепова. Эта секретная организация внутри Белого движения была полностью развернута к 1927 году, имела филиалы более чем в 17 странах мира. Организации контрразведки внутри Белого движения стала большой необходимостью в связи с активным проникновеним агентов ОГПУ в его среду..

По указанию генерала Кутепова непосредственно созданием контрразведки занимались генерал Фёдор Фёдорович Абрамов - начальник 3-го отдела РОВС в Болгарии и генерал Павел Николаевич Шатилов - начальник 1 отдела РОВС во Франции, а также капитан Клавдий Александрович Фосс - начальник его канцелярии генерала Абрамова и штабс-капитан Николай Дмитриевич Закржевский (псевдоним - Дмитриев), находившийся в то время в Париже. Членство в организации было только по личному приглашению и однажды вступивший уже не мог выйдти из организации.

Организация не была массовой, предпочтение отдавалось качеству кандидатов, так согласно трофейным фондам гестапо Берлина представителем "Внутренней линии" в Финляндии был генерал-лейтенант Русской армии Карл Густав Эмиль Маннергейм - будущий президент Финляндии. Клавдий Александрович Фосс состоял на службе в болгарском Военном министерстве с 1925 по 1941 годы и получил несколько болгарских военных и гражданских орденов за успехи в борьбе с коммунистическими террористическими организациями. Он числился майором запаса. Оперативные псевдонимы "Вагнер" и "Вальтер". Одновременно Фосс был близок к работе III Отдела РОВСа и очень много помогал РОВСу своими связями и своей деятельностью. Оба связных полковника Зайцова находились в близком контакте друг с другом.

Когда в начале 1930-х годов полковник Зайцов перебрался во Францию, он всю свою работу в Болгарии передал капитану Фоссу, который также, будучи необыкновенно способным и талантливым разведчиком, укрепил и развил работу «внутренней линии». Именно Фосс раскрыл более десяти коммунистических так называемых «конспираций» и обезвредил сотни отчаянных болгарских террористов. Вот почему он был постоянно «на мушке» у болгарской коммунистической партии и советского ОГПУ. Поэтому в Болгарии Фосс всё время получал награды и повышения по службе. На Фосса было совершено более десяти покушений, и все были неудачными. Его охраняли двое телохранителей: один - его старый и верный вестовой-дроздовец, другой - приставленный агент болгарской разведки.

Клавдий Александрович в совершенстве владел пятью языками: кроме русского и болгарского - немецким, английским и французским. Когда он развернул работу на Россию, он встречался с иностранными представителями западных разведок и говорил с ними без переводчика. Именно капитан Фосс открыл и провалил работу специально засланного большевиками в Болгарию агента - сына Начальника III Отдела РОВСа, генерал-лейтенанта Ф. Ф. Абрамова. Капитан Фосс, опытный разведчик, с первого дня появления Н. Абрамова начал его подозревать и установил за ним и наружное, и внутреннее наблюдение, которое и привело к разоблачению. У Фосса были фотографии встреч Н. Абрамова с разведчиками советского посольства, которые он и представил отцу - генералу Абрамову.

Своеобразным признанием заслуг Фосса в деле борьбы с международным коммунизмом можно считать обвинение в открытом письме Сталину бывшего полпреда СССР в Болгарии Фёдора Раскольникова. Раскольников, заочно приговорённый 17 июня 1939 года Верховным судом СССР к расстрелу, писал в Париже на страницах «Новой России» от 1 октября 1939 года, обращаясь к "отцу народов СССР": «Пользуясь тем, что вы никому не доверяете, настоящие агенты гестапо и японской разведки с успехом ловят рыбу в мутной, взбаламученной вами воде, в изобилии подбрасывают вам ложные документы, порочащие самых лучших, талантливых и честных людей. В созданной вами гнилой атмосфере подозрительности, взаимного недоверия, всеобщего сыска и всемогущества Наркомвнудела, которому вы отдали на растерзание Красную армию и всю страну, любому перехваченному «документу» верят или притворяются, что верят - как неоспоримому доказательству. Подсовывая агентам Ежова фальшивые документы, компрометирующие честных работников миссии, «Внутренняя линия» РОВСа в лице капитана Фосса добилась разгрома нашего полномочного представительства в Болгарии от шофёра М. И. Казакова до военного атташе полковника В. Т. Сухорукова».

После похищения в 1937 году Председателя РОВСа, генерал-лейтенанта Е. К. Миллера, осуществлённого ОГПУ при помощи предателя, генерал-майора Н. Скоблина, старшие начальники РОВСа создали комиссию по расследованию этого дела и рассмотрению деятельности «внутренней линии» РОВСа, с которой Скоблин был тесно связан во Франции и знал многие её секреты. Фосса связали с деятельностью Скоблина, считая, что, являясь руководителем «внутренней линии» в Болгарии, Фосс должен был быть замешан в грязную историю с предательством Скоблина. Комиссию старших начальников РОВСа возглавил пожилой и всеми глубоко уважаемый боевой генерал-от-каналерии А. М. Драгомиров. Его помощником и главной пружиной в этом расследовании стал генерал от кавалерии И. Г. Эрдели. Комиссия Эрдели побывала в 1938 году и в Софии, где долго и тщательно расследовала деятельность капитана Фосса и старалась найти документальные подтверждения его связи со Скоблиным. Генерал Эрдели бывал и в болгарском Военном министерстве у полковника Г. Костова. В результате комиссия сделала вывод о том, что Фосс ничего общего с преступной деятельностью Скоблина не имел. Капитан был полностью оправдан, с него сняли все обвинения и извинились за доставленные неприятности.

Но всё же Фосса отстранили от работы в разведке РОВСа, оставив ему по требованию полковника Костова его сеть информаторов по Болгарии. Новым начальником разведки III Отдела РОВСа генерал Абрамов назначил Л.-Гв. Финляндского полка капитана Яна Георгиевича Яренко - в быту и жизни эмиграции бывшего известным музыкантом (прекрасно играл на скрипке) и одним из руководителей популярного в Софии салонного оркестра. Яренко был назначен координировать все молодёжные организации в Болгарии, как военные, так и примыкавшие к РОВСу: НОРР и «Витязей». Болгарский Отдел НОРР вырос и создал к тому времени новые отряды: авиации, боевой химии (сами делали противогазы), конный отряд под руководством сотника штаба Донского корпуса Б. Попона, прекрасную лыжную команду, бравшую призы на общеболгарских состязаниях, фехтовальную группу и спортивно-стрелковую команду для всех молодёжных организаций. Капитан Яренко также очень тщательно отбирал кандидатов в Кутеповскую боевую организацию и назначал тех, кто должен был пройти специальную подготовку в летних и зимних лагерях.


Бавария, Гютцинген, лето 1972 года.

Начальником спецлагеря был хорунжий Иван Иванович Назаров, прекрасный атлет, инструктор по джиу-джитсу, боксу и мастер стрельбы из пистолетов. Он же заведовал и складом стрелкового оружия. Хорунжий Назаров ходил в подсоветскую Россию дважды, был там ранен. Он погиб в РОА в начале 1945 года, прикрывая пулемётным огнём отступление своей роты (он был тогда уже в чине капитана РОА), будучи тяжело ранен в живот осколком снаряда «Катюши». Он был заколот возле своего пулемёта... Вечная ему и его соратникам память!

В 1941 году Фосс со своей группой в двадцать человек отправился добровольцем на Восточный фронт. «Русская группа» была включена в «Абвернебештелле» «Юг Украины». Помощник коменданта города Николаева. Но во время войны члены НТС сфабриковали целое дело на Фосса, и написали на него донос в Гестапо, в результате чего немцы арестовали капитана уже в России и привезли в Берлин. Оттуда пришёл официальный запрос начальнику Фосса (хорошо знавшего его по совместной десятилетней службе), Генерального Штаба полковнику Костову - Начальнику РQ-1 (разведслужбы) Генерального Штаба Болгарии.


Фосс и Бутков, лето 1972 года.
Костов собрал своих сотрудников из разведки и контрразведки, знавших давно Фосса и его работу, и прочёл им вслух все обвинения новопоколенцев. После того как полковник Костов закончил чтение, раздался дружный и громкий смех всех присутствовавших. Костов написал ответ в Гестапо, которое арестовало Фосса (последний служил на оккупированных немцами территориях в Абвере, ничего общего с гестаповцами не имея), и Фосс был сразу же освобождён. Его вернули на прежнюю службу с повышением, как рассказывал в "Исторических записках и воспоминаниях члена Русского Обще-Воинского Союза" В. Н. Бутков.

Позднее Фосс руководил агентурной работой органа контрразведки «Абверофицер-3» при штабе командующего тылом группы армий «Зюд-А». Орган вел контрразведывательную работу через сеть резидентур в Мелитополе, Херсоне, Бериславе, Одессе. В марте 1944 года «Абверофицер-3» был переброшен в Румынию, откуда большая часть его русских сотрудников выбыла в Болгарию. Капитан Фосс принимал участие в охране ставки Гитлера, был награжден Железным Крестом второго класса. После войны избежал выдачи СССР, проживал в Мюнхене под фамилией Александров. Находился в списке разыскиваемых КГБ СССР нацистских преступников.

Белая Гвардия

______________________________
* Легендарный Белогвардеец капитан Клавдий Фосс проживал и умер в деревушке Feldafing по Hohenbergstrase 5 под Мюнхеном. А так как он всю жизнь был контрразведчиком, то соблюдал вечную осторожность и ему почта приходила в соседнюю деревушку Тутцинг. Мне попался этот адрес, и я невольно ввёл публику в заблуждение...
Это я нашёл в записной книжке Последнего начальника РОВСа поручика Перепеловского (которого имел честь знать и общаться).
С уважением Виталий Жуменко

лубянка, in memoriam, белое дело, память, русское зарубежье, ровс

Previous post Next post
Up