Оригинал взят у
nesterovich1 в
Вспомним 6 июня 1883 года родился Владимир Христианович Даватц, один из идеологов Русского Обще-Воинского Союза, летописец Белой Борьбы, поэт
Русская Белая Эмиграция насчитывала многие тысячи славнейших, талантливейших сынов погибшей России. Но судьба этого человека уникальна.
Лето 1919-го. В. Х. Даватц, 36-летний харьковский профессор принимает решение добровольцем вступить в ряды Вооружённых Сил Юга России и идёт в строй вольноопределяющимся. По обывательским понятиям, для профессора и общественного деятеля - «типичного интеллигента» - поступок необычный, даже странный. Сам же Владимир Христианович впоследствии назовёт своё вступление в ряды Добровольческой Армии «великим часом»...
В. Х. Даватц был зачислен в команду бронепоезда «На Москву», сражался с красными, за боевые отличия произведён в звание младшего фейерверкера. Далее был Крым, где он начинает работать в газетах, затем Галлиполи. Здесь он ведёт большую военно-общественную работу. Становится одним из основателей и видных деятелей Общества Галлиполийцев - предтечи Русского Обще-Воинского Союза. Но ещё раньше, по просьбе командования, он приступает к чтению курса лекций по математике для офицеров-артиллеристов.Его лекции собирают массу слушателей.
Затем были Болгария, Югославия. В Русском Зарубежье профессор Даватц становится широко известен не только как историк Белой борьбы и эмиграции, но, прежде всего, как талантливый публицист, яркий пропагандист Белого Дела. После Галлиполи он входит в круг людей, близко стоящих к Главнокомандующему Русской Армии..
Во время 2-й Великой войны, как и многие находившиеся в Югославии Белые Воины, В. Х. Даватц вступил в ряды Русского Корпуса. А ведь многие его сослуживцы по Белой Армии «по принципиальным соображениям» «встали над схваткой». Даватц ВХ так объяснил своему другу ген. Барбовичу своё поступление в корпус: «Вы, вероятно, удивляетесь? - Что же делать, если сейчас Белая борьба ведётся только в Русском Корпусе, и если наши бывшие союзники пошли вместе с большевиками?» В рядах Корпуса профессор Даватц (а в это время ему исполнилось уже шестьдесят лет!) нёс тяжёлую службу рядового. Это был его второй «великий час».
Добросовестно переносил все тяготы боёв и походов, и решительно отказывался от каких бы то ни было «привилегированных» должностей будь то в штабе, канцелярии или в складе. Тяжело было старику, но дух сознания необходимости жертвы, подвига и долга никогда не покидал его…
Погиб В. Х. Даватц в 1944 году, 7 ноября (в этот скорбный для русских людей день!), под Сиенце, когда южная группа частей Корпуса совершала тяжёлый поход на Север. Это были первые бои, понесённые батальоном генерала Черепова в тяжёлом Боснийском походе...
Менее всего В. Х. Даватц известен сегодня как поэт. Между тем стихотворные произведения, принадлежавшие перу Владимира Христиановича, свидетельствуют о несомненном поэтическом таланте автора. Большинство из немногих дошедших до нас и опубликованных здесь стихотворений В. Х. Даватца написано им уже в Русском Корпусе. Нацарапанные огрызком карандаша на клочках бумаги, они были чудом сохранены одним из его сослуживцев…
МЫ НЕ СПИМ, КОТОРЫЕ УЖ СУТКИ
Мы не спим, которые уж сутки,
Где-то враг блуждает по горам,
К темноте прислушиваясь чутко,
Мы стоим в наряде по постам.
Дождевою сеткою покрыто -
Плачет небо каплями давно.
То, что будет, пеленою скрыто,
Но не всё ли это нам равно?
Так бери ружьё наизготовку, -
Каждому свой путь определён,
Но у каждого в руках - винтовка,
И в стволе лежит уже патрон.
Мне очень нравится вот это его стихотворение
МОЛИТВА
Отвори, Святой Отец, ворота!
Знаю, беспокоим небеса:
Роту шлёт Тебе война за ротой,
Шлёт полки и движет корпуса...
Ты же, Пётр - и это значит камень.
Не Тебе ли твёрдость оценить,
Не Тебе ль понять священный пламень,
Убиенных не Тебе ль пустить?
Ведь рождается в тисках страданья,
В ненависти, в муках и в крови,
Та любовь которой нет названья, -
И её Ты, Пётр, благослови.
Поведи же нас по небосклону,
Поведи по млечному пути,
Дай под музыку нездешних звонов
До источника любви дойти...