Два письма. О единстве русского народа

Dec 25, 2013 19:10

Михаил Прокоп. Кто же такие русские? Письмо Борису Башилову
("Наша Страна", № 127, 1952)

В газете "Наша Страна" (№ 94, 1951, "О социальном утопизме и социальной реальности") Вы писали о том, что нравственное возрождение нации возможно только тогда, когда она установит духовную связь с национальным прошлым, когда она снова начнет уважать своих предков..
.
Большевики, и еще до них - старая "прогрессивная" российская интеллигенция, оторванная от народа, от народных идеалов и традиций, всячески извращала и фальсифицировала национальное прошлое и настоящее своего народа, боролась против основных устоев русской народности и государства… К сожалению, многие и поныне идут той же дорогой. Они приписывают народу свои идеалы и стремления и отрицают, вопреки очевидности, идеалы и стремления народа.

Один из основных устоев русского народа и государства - это национальное единство его племен и общее самосознание. Следствием интеллигентской и большевицкой работы явилась полная дезориентация в этом вопросе, который так или иначе придется решать после падения большевизма.

Многие, например, помогали украинским сепаратистам по партийным соображениям и дисциплине. Русский социалист, борясь против правительства, считал всякого, делающего то же самое, своим спутником. Никого не интересовали ни соображения, ни побуждения, по каким данная личность или движение борется против государственного строя. А громаднейшее большинство сепаратистских деятелей были социалистами.

Милюков в "Последних новостях" от 12 ноября 1939 г. признался, что в "украинском" вопросе он "опростоволосился". Вот его точные слова: "Мы недостаточно отдавали себе отчет в том, что "украинцы", борясь вместе с нами против старого режима, в действительности шли дальше и вели борьбу против России".

Я прошу Вас, многоуважаемый господин Башилов, высказать свое мнение по этому важному внутрирусскому вопросу. Вы не можете быть равнодушны к нему. Зная и любя глубоко русский народ (что видно из всех ваших сочинений), Вы носитель его духа, и Вы знаете его самосознание. Несчастной ошибкой является тот факт, что современные авторитетные русские писатели, художники и политические деятели молчат об этом. А об этом нужно говорить и своим, и чужим.

Возрождение русской нации невозможно без ясного ответа на этот стержневой вопрос.

Или идеалы самостийников являются выдумкою, сфабрикованною ими же, или выдумкою является общее самосознание русских племен. Правда может быть только одна. Нужно найти ее и служить ей.

Когда я говорю о возрождении русской нации, то я понимаю его как приобщение к органическим идеалам и традиции народа, к духу его. Путь к такому возрождению ведет через раскаяние в своих антинародных идеалах и стремлениях, через проверку своих убеждений и верований. В такого рода возрождении нуждается в первую очередь русская интеллигенция.

Одни из русских интеллигентов признают существование самостийного украинского народа, другие нет. Есть и такие, которые признают самостийность только за галичанами и всевозможными способами доказывают нежелательность сожительства галичан с остальным русским народом, забывая в то же время, что идеология украинского сепаратизма возникла не в Галичине, а на Украине. Нужно быть детски наивным, чтобы верить, что с отделением Галичины от России этот вопрос будет решен положительно. Государственные границы ведь не являются преградою против проникновения идей.

Большевики в последнее время тоже начали признавать единство русского народа, но только в прошлом, хотя А. Мавродин, в своей книжке "Древняя Русь", изданной в 1946 г., землю Карпатской Руси, Галичины и Украины называет Русскою землею. Даже сепаратистский националист-идеолог С. Николишин признает "общерусское дело" до Гоголя.

Несмотря на путаницу в этом вопросе, все русские люди желают сохранить Украину за Россией. Но если народ Украины не русский, как нам в таком случае квалифицировать безупречную верность этого свободолюбивого народа России? Чем же, на самом деле, была эта верность? Глупостью ли, изменой ли самому себе, или проявлением несознательности, по заверениям самостийников? Или, может быть, верность Украины покоится в сознании единства своего с великорусским племенем? Не самое ли простое и верное это объяснение? Не тем ли объясняется и верность карпаторусов общерусскому самосознанию?

Почему русские люди верят сепаратистским деятелям? Ведь, кажется, ясно, что эти деятели, так же как и деятели большевицкие, не могут сказать никакой правды о народе. И те и другие презирают народ, каков он есть, а вся деятельность их заключается в насильственном навязывании народу враждебных ему идеалов. Как те, так и другие выполняют партийные задания. Вся их деятельность - это кровавый опыт.

Почему все русские эмигранты, жившие на Карпатской Руси и работавшие среди крестьянского народа, не признают никакого сепаратизма? Почему галицийским самостийникам приходится от поры до времени резать десятки тысяч крестьянского народа, своих "москофилов"? Откуда это неистребимое москофильство?

Некоторые великорусские интеллигенты не ограничились признанием самостийнической идеологии, но перешли целиком в этот лагерь. Учителем-идеологом, самым авторитетным среди сепаратистов, "учение" которого положено в основу ОУН (организация украинских националистов-бандеровцев), является великоросс - Д. Донцов. Он проповедник такого звериного, человеконенавистнического шовинизма, давшего такие кровавые плоды, что в последнее время даже многие самостийнические деятели, наблюдая этот процесс, взвыли от него. Один из этих деятелей, некто П. Голубенко, забил тревогу. Описывая преступления, творимые ОУН, он приходит к крайне печальному выводу: "Из всего этого видно, какие опасности таятся внутри украинского общества. Перед ним возникает угроза самоуничтожения" ("Наш клич" от 1 ноября 1951).

Некоторые из русских эмигрантов будут, возможно, в свое время занимать в возрожденной России разные политические и административные посты. Иные будут культурными деятелями - писателями, художниками, научными работниками. До прихода в Россию многие будут занимать командные посты в армии. Им всем придется иметь готовый взгляд по очень многим вопросам, важнейшим из которых будет вопрос о национальном единстве русских племен. Никому не избежать ответа на этот вопрос, ни писателю, ни языковеду, ни историку, ни церковному служителю, ни офицеру - решительно никому.

В России мало будет времени для изучения этого вопроса. Быть может, будущее заставит русскую эмиграцию и весь русский народ на поле брани отстаивать единство нации и государства и тогда у всякого должен быть исчерпывающе убедительный ответ, для своих и чужих, почему мы против самостоятельности Украины и остальных малорусских земель.

По этим затронутым мною вопросам, имеющим чрезвычайно важное значение для сознания национального единства русского народа, я бы хотел, чтобы Вы высказались.

Михаил Прокоп
Буэнос-Айрес

Правда о русском народе (ответ Михаилу Прокопу)

I
В письме Михаила Прокопа поставлена важнейшая проблема - о единстве русского народа. Михаил Прокоп, сын крестьянина из Карпатской Руси, народный учитель по профессии, никогда не был в России. Но он более русский, чем многие русские из России. То, что вопрос, от правильного решения которого зависит, быть или не быть России после большевиков, поставлен русским из Карпатской Руси, далеко не случайно. Карпатская Русь имела самую горькую и тяжелую историю из всех достаточно многострадальных ветвей русского народа. Оторвавшись в раннем Средневековье от Киевского государства, Карпатская Русь сотни лет находилась под национальным гнетом. Ею владели то немцы, то венгры, то другие народы.

Но никакие усилия чужеземных завоевателей не уничтожили у жителей Карпатской Руси сознания, что они русские, что они ветвь великого русского народа. Десятки тысяч людей погибли в Карпатской Руси за одно только право называть себя русскими.

Во время Второй мировой войны я не раз встречался с русскими из Карпатской Руси. Все они, как и Михаил Прокоп, были в большинстве случаев детьми крестьян. Одни из них имели низшее образование, другие среднее, третьи высшее. Все они поразили меня своим глубоким национальным сознанием и горячей любовью к России, в которой они никогда не были. Это не были узкие шовинисты, как сепаратисты из Галиции. Сознавая себя частью русского народа, они не питали ненависти ни к одному из других народов, даже к венграм, от которых перенесли много страданий. Они просто хотели жить в дальнейшем вместе с русским народом, вместе с ним делить его беды, вместе с ним делить его счастье, если оно будет.

Много часов я провел в беседах с Василием С., с Михаилом 3., стараясь выяснить причину удивительной высоты их национального сознания и несокрушимой силы патриотического чувства. Эти люди были готовы идти на любые муки за право называться русскими, за право в дальнейшем жить в русском национальном государстве.

После долгих бесед я разгадал наконец эту тайну. Тайна состояла в том, что интеллигенты на Карпатской Руси не оторвались от народных идеалов, как оторвались интеллигенты Великой России. Интеллигентный русский с Карпатской Руси гораздо более гармоничен, его симпатии не раздвоены между русской и европейской культурами. Духовное и национальное сознание и Василия С., и Михаила 3. было более самобытно, чем развитие многих русских интеллигентных людей из России, увлекавшихся западными теориями. Короче говоря, русские Карпатской Руси выглядят так, как выглядели бы все русские России, не будь в России поспешных петровских реформ и вызванного ими двухвекового добровольного европейского духовного рабства. Они мыслили так, как в будущем, после большевизма, будут мыслить все русские, конечно, если русскому народу удастся сохранить свое национальное единство, когда появится новый, более гармоничный тип русского человека - не левого, не правого, не западника, не славянофила, а просто русского человека.

II
Попытаюсь ответить на заданные Михаилом Прокопом вопросы так же откровенно и без умолчаний, как поставил их он.

Русский народ, по-моему, состоит из нескольких ветвей: великороссов, малороссов (или украинцев), белорусов, галичан и карпатороссов. Каждая из этих ветвей русского народа имеет свои языковые и бытовые отличия от других, но эти отличия не больше, чем отличия бретонцев от жителей провинции Прованс во Франции и жителей Пруссии - от жителей Баварии.

Такие отличия вполне естественны. Всякий великий народ всегда распадается на ряд отличающихся друг от друга ветвей. Между малороссами (или, как их принято называть в последнее время, украинцами) и великороссами меньше разницы, чем между великороссами из центральных губерний страны и поморами, живущими на берегах Белого моря. Те, кто считает себя русскими, не могут в географическое наименование части страны вкладывать понятие особого народа.

Сказавши "а", придется сказать и "б" и пойти на дальнейшие уступки сепаратистам, а одна уступка неизбежно повлечет за собою дальнейшие. Признание за малороссами нового имени украинцев было первой победой сепаратистов. Признание со стороны великороссов права белорусов именоваться кривичами будет первой и самой большой победой белорусских сепаратистов. А потом мы признаем, что казаков нет, а есть казакийцы. Малодушному отношению к выкрутасам сепаратистов должен быть положен конец. Нужно твердо заявить, что русские состоят из таких-то и таких-то племен. И заявивши это, твердо всегда отстаивать эту позицию.

Россия выйдет невредимой из всех бурь, если найдется хотя бы небольшой слой патриотов, которые будут строить свою политику не на одной ненависти к большевизму, а на идее сохранения русского национального единства после большевиков и этой идеей определят свою тактику и политику…

III
Русские националисты должны преследовать в борьбе против большевизма не чужие цели и не отвлеченную цель борьбы с большевизмом вообще, а конкретную цель создания вместо большевизма национальной независимой России.

Михаил Прокоп, конечно, прав, говоря, что правда может быть только одна. Не может быть двух правд - одной у русских националистов, другой у сепаратистов. Или украинцы, белорусы, русские с Карпатской Руси и из Галиции только ветви единого русского народа, или это отдельные народы.

Возрождение русской нации невозможно без ясного ответа на этот стрежневой вопрос. Или есть самостоятельный украинский народ, народ кривичей, народ казакийцев, или все это - только бредни поддерживаемых иностранными разведками сепаратистов.

Если великороссы, малороссы и белорусы потеряют сознание национального единства, которое у нас всегда было с момента создания Киевского государства, тогда мы потеряем все.

Большевизм - это временная болезнь русского народа, потеря сознания национального единства у разных ветвей русского народа - это национальная смерть.

Распад России на Великороссию, Украину, Белоруссию, создание разного рода Казакий и Мазакий приведет в недалеком будущем к гибели всех этих государств от руки то ли ищущих себе место под солнцем немцев, то ли какого-нибудь другого народа.

Нация, потерявшая сознание национального государства во имя демократических или каких-либо иных принципов, неминуемо обречена на смерть, такая нация не имеет будущего.

Важно не то, что украинские сепаратисты, вождь кривичей Островский, вождь казакийцев Глазков считают себя не русскими, а украинцами, кривичами и казакийиами. Важно и опасно то, что точку зрения сепаратистов начинают разделять и представители главной ветви русского народа - великороссы. Вот где таится главная опасность распада России после гибели большевиков. Мало ли каких глупостей могут нагородить сепаратисты, но как русские, которые не считают себя ни кривичами, ни тулами, ни рязанами, начинают разделять дикие теории сепаратистов? А ведь разделяют. Руководители СБОНРа [Союза борьбы за освобождение народов России] и других организаций, чтобы понравиться некоторым американским комитетам, уже боятся открыто и честно сформулировать свое национальное кредо, сказать, что великороссы, малороссы и белорусы есть ветви единого народа.

Подобного рода капитуляция только укрепляет позиции сепаратистов и иностранных кругов, враждебных России.

Смотрите сами, скажут в этих кругах, русские сами уже говорят о народах России, о их праве разбегаться в разные стороны. Спрашивается, что на такой гнилой политической позиции можно построить кроме гнилых политических центров? Конечно, ничего! Если в кругах русского народа не утвердится взгляд, что великороссы, украинцы и белорусы - единый народ, то конец большевизма будет одновременно и концом русского государства.

Каждый, кто считает себя русским, должен немедленно ответить себе на поставленный Михаилом Прокопом грозный вопрос: "Или идеалы самостийников являются выдумками, сфабрикованными ими, или же выдумкой является общее самосознание русских племен".

"Правда может быть одна. Нужно найти ее и служить ей".

"Наша Страна", № 127, 21 июля 1952 (текст полностью)

национальный вопрос, башилов, антибольшевизм, сепаратизм, украина, русский народ, государство, наша страна

Previous post Next post
Up