Благодаря гению Игоря Ивановича Сикорского Царская Россия стала родиной тяжёлой многомоторной авиации
В конце 1911 года 22-летний инженер-изобретатель Игорь Сикорский поступил на службу в авиационный отдел Русско-Балтийского завода. По инициативе его председателя, Михаила Владимировича Шидловского, отдел должен был строить аэропланы исключительно русских конструкторов. Заслугой Шидловского были и первые отечественные легковые автомобили "Руссо-Балт". Рассчитанные на специфику российских дорог, они выдерживали серьёзнейшие испытания, чему пример - автопробег Нагеля через всю Россию, Западную Европу и Северную Африку. Ещё один вклад Михаила Шидловского - выпуск отечественных авиамоторов. В 1919 году Михаил Владимирович был арестован вместе с сыном за попытку бежать из РСФСР в Финляндию и был зверски убит....
Несмотря на юность, Сикорский подавал большие надежды. Родившись в Киеве в 1889 году, уже в 1910-м он построил аэроплан С-2, пилотируя который, поднялся на высоту 180 метров. В следующем году его детище С-5 поднялось уже на полкилометра и продержалось в воздухе не менее часа. Следующий аппарат, С-6, на конкурсе военного ведомства победил аэропланы лучших европейских марок - у них были поломки, у русского - ни одной.
В беседах с Шидловским Игорь Иванович убеждал его, что будущее авиации - за крупными машинами с двумя и более моторами. Логика изобретателя вкупе с чертежами и схемами убедили председателя. 17 августа 1912 года по старому стилю состоялась закладка "Русского Витязя", прародителя всех нынешних аэробусов. Самолёт был построен к весне 1913 года. Он был бипланом из авиационной сосны и весил 4095 килограммов, имел закрытую просторную каюту, где свободно размещались пилот, экипаж и несколько пассажиров. Из каюты можно было выйти на балкон в передней части фюзеляжа (благо, тогдашние скорости позволяли там стоять). Кроме того, боковые выходы на нижние крылья давали доступ к моторам в случае их поломки - моторов было четыре, по два с каждой стороны. "Русский Витязь" мог поднимать более 700 килограммов груза и развивать скорость до 96 километров в час.
Шестого мая машину подняли в воздух на 200 метров, а 10-го "Русский Витязь" совершил облёт Санкт-Петербурга на высоте 400 метров. Во время другого полёта были специально отключены с одной стороны два мотора из четырёх - аппарат не потерял устойчивости. 2-го августа Сикорский, взяв на борт 8 человек, летал 1 час 54 минуты - это был мировой рекорд.
Слух о полётах небывалого в мире аэроплана достиг Государя. Он пожелал увидеть изделие Сикорского и его самого. По высочайшему распоряжению 25 июня аппарат перегнали в Красное Село, на поле для манёвров возле Ставки. Император осмотрел машину, задал конструктору несколько вопросов - по воспоминаниям очевидцев, весьма дельных - поднялся на борт по приставному трапу. Вскоре Игорь Иванович получил ценный подарок: именные золотые часы с двуглавым орлом на крышке.
В августе 1913 г. Сикорский начал создавать новый самолёт, более мощный и совершенный. Изменения в конструкции фюзеляжа, пилотской и отдельной пассажирской кабин позволили вдвое увеличить грузоподъёмность и "потолок" - максимальную высоту подъёма.
Новый аэрогигант - "Илья Муромец" - был готов к декабрю. На нём были спальное помещение, отопление по трубам выхлопными газами, ванна и туалет! (Автор вспомнил, как в 1979 году летел из Ленинграда в Москву на грузовом "Ил-14", на котором вместо туалета было простое ведро в хвосте фюзеляжа.) В годы 1-й Великой войны "Муромец" будет бомбить далёкие немецкие штабы, сделав Россию ещё и родиной дальних многомоторных бомбардировщиков.
В начале 1918 года к Сикорскому пришёл сотрудник ЧК, человек образованный и поклонник таланта изобретателя.
- Вы кавалер ордена Св. Владимира. Все знают про золотые часы от Государя...
- Ну и что? Разве я не заслужил эти награды?
- Заслужили, заслужили. Я видел Вашу фамилию в расстрельном списке ЧК. Срочно спасайтесь.
Сборы были моментальными: лишь немного наличных денег, документы, пара белья... Дальше - случайные поезда, военные обозы, путь пешком. Мурманск, штаб англичан и борт военного корабля, курс - на Ньюкасл. Затем Франция, и наконец - США.
Новые самолёты. Летающие лодки. Вертолёты. Американский технологический Олимп. Слово "Сикорский" стало синонимом высочайшего качества. И символом удачной русской судьбы на Других Берегах. Если она только может быть там полностью удачной...
С любыми представителями СССР он общался исключительно через третьих лиц. До конца жизни.
Антон Васильев
ОТ РЕДАКЦИИ: Игорь Иванович Сикорский считал себя последователем И. Л. Солоневича - одним из его "штабс-капитанов", вёл с ним переписку и всегда поддерживал писателя морально... Со своей стороны, Иван Лукьянович делился с Сикорским своими политическими планами. В частности, обсуждал с ним вопрос о возможных военных руководителях русской "акции" в случае войны США против Советского Союза.
"
Наша Страна", № 2978, 2013.