Возвратился я из Крыма, где провел около трех недель. Впечатление общее очень грустное, особенно в сравнении с последним моим приездом полтора года назад..
Внешне жизнь в Крыму налажена достаточно неплохо. Но Крыма эпохи моего детства уже практически не существует. Особенно это коснулось бедного города Симферополя. Он сохранял еще в 1970-х годах некий достаточно сильно ощутимый налет досоветской жизни, досоветский уклад повседневного быта чувствовался во многих семьях, и даже представление о собственности - о "моем" и "не моем" - было совсем не советским. Я десятки раз слышал рассказы моей бабушки о годах 1918-1920, когда в Крыму каждые полгода менялись правительства и жители уже тогда дважды испытали появление и уход красных и белых, имея возможность на своем собственной шкуре сравнить порядки старые и новые. Именно здесь раньше всей остальной России население осознало всю безысходную ужасность большевизма... И особенно сильно в Крыму ощущалось, что это был последний участок исторической русской территории, где и окончилась, собственно говоря, Русская Империя, и где последние ее защитники, оставшиеся по различным причинам в Крыму, были истреблены в жуткие месяцы массовых убийств осени 1920 - весны 1921 годов.
Теперь Крым оказался на территории Украины, что имеет свои положительные и отрицательные стороны, хотя комическая и нелепая украинская государственность скорее раздражает большинство обитателей Крыма. Особенно интересна церковная ситуация, которая отлична, пожалуй, от всего, что можно видеть и в России, и на Украине.
Свобода вероисповедания в Крыму полнейшая и любой может создать хоть свою собственную церковную юрисдикцию, хоть посещать храмы любой из существующих...
Самым активным христианским учреждением является Крымская епархия Украинской Православной Церкви МП. Она располагает значительным числом храмов, строит много новых церквей совершенно ужасной и варварской архитектуры в новых жилых кварталах городов и в селах. Старинные храмы также открывают, но в редких случаях. Разрушение церквей в Крыму было повсеместным и очень усердным. От более известных монастырей (Кизильташского, Космодамиановского, Успенского Бахчисарайского) просто не осталось ровно ничего, сметено было все до фундаментов зданий включительно. К 1939 году на всей территории Крымского полуострова службы продолжались лишь в одном действующем храме - Всехсвятской церкви на Новом городском кладбище в Симферополе.
Новые храмы стали открывать лишь с приходом в Крым немецкой армии. Некоторые из открытых в это время храмов были закрыты и снесены уже в 60-е годы. Именно тогда активно сносили также католические, немецкие лютеранские, армяно-григорианские и армяно-католические храмы, а также мечети и синагоги. Особенно это коснулось центра Симферополя. Однако несколько православных церквей сохранилось, и в хорошем виде, даже фрески остались. Вот эти-то фрески и стали главным объектом нынешнего "перестроечного" уничтожения в XXI веке!
Фрески эти, написанные в большинстве клеевыми красками в самом конце XIX и в начале XX веков, были весьма низкого качества. Но они были настоящими, были образцом старой религиозной культуры и они пережили большевизм! В этом была их подлинная ценность. Не знаю, за это ли их "казнили", или просто по общему бескультурью и церковному невежеству, но сейчас все эти фрески оказали замазанными кошмарными современными картинками, которые пишут украинские "богомазы", прибывающие на заработки. Это такой ужас, что страшно становится.
Особенно ужасно истребление наскальных фресок в Успенском скиту в Бахчисарае. Это были иконы Богородицы и святых на внешней стене пещерного храма, написанные по заказу Иннокентия Таврического после Крымской войны 1855-1856 годов или даже до ее начала. Эти фрески носили жуткие признаки поругания после большевицкой революции - у образов были выскоблены глаза и нацарапаны оскорбительные надписи. Вся картина подсоветской жизни русской церкви и русского общества была налицо и, в буквальном смысле, на лицах святых. И надо сохранять бы это жуткое свидетельство в память о тех жутких временах. Но нет, замазали эти фрески в первую очередь, чтобы "не разжигать розни в обществе".
К числу явлений отрадных следует отнести построение кафедрального Собора Св. Александра Невского точно на прежнем месте и в прежнем виде, хотя и в железобетонном, а не в кирпичном исполнении. Собор красив, и в нём уже служат.
Есть в городе и храм Истинно-Православной Церкви (на улице Карла Маркса, бывшей Екатерининской). Помещается в подвале, тесном и душном. Большого количества верных, даже несмотря на малые размеры храма, я не обнаружил.
Есть и храм Киевского Патриархата, основанного советским еще Киевским митрополитом Филаретом Денисенко, анафематствованном Московской Патриархией. Расположен он в здании клуба бывшего Военно-Политического Училища, где готовили прежде комиссаров для советской армии. И священник там - бывший комиссар. Число прихожан равно нулю. Всё учреждение производит совершенно клиническое впечатление.
Католики в Симферополе ютятся в крошечном доме на окраине, немцы-лютеране получили назад одну из своих совершенно разбитых церквей. Прекрасно ощущают себя разные сектанты - адвентисты, иеговисты и прочие.
В Севастополе почти все православные храмы, не сломанные в советские годы, восстановлены, в том числе и усыпальницы адмиралов, как участвовавших в Крымской войне и погибших во время нее - Нахимова, Корнилова, Истомина и Лазарева, так и командующих Черноморским флотом в позднейшие годы вплоть до адмирала Саблина, умершего в ноябре 1920 года за несколько дней до эвакуации из Крыма в Турцию.
Но восстановлена именно усыпальница, надгробия и стены, и никто не говорит, что в склепах пусто - останки адмиралов были сожжены перед собором большевиками сразу после эвакуации Русской армии П. Н. Врангеля в Константинополь. Оставшееся после сожжения было утоплено в канализации.
Изумительно то, что за вход в эту адмиральскую усыпальницу (очень красиво и тщательно отреставрированную на деньги неких эмигрантов, что честно указано на досках, помещенных на стенах), расположенную в крипте Владимирского собора, стоящего на самой высокой точке города Севастополя, епархия взимает плату, довольно высокую, именуя посещение усыпальницы экскурсией. Ничего подобного в страшном сне не увидишь...
Несколько иная ситуация на Северной стороне Севастополя, где расположено Братское кладбище погибших в Крымскую войну русских - более 100 тысяч погребенных. На кладбище огромная церковь в форме усеченной призмы, украшенная изнутри мозаиками венецианской фирмы Сальвиати (почти полностью мозаики осыпались).
Здесь всё взяла в руки Москва, кладбище приведено в почти идеальный порядок, благо могилы братские имеют памятники такой конструкции, что их нельзя снести даже посредством взрыва, они похожи на противотанковые укрепления. Так что 80 лет СССР они перестояли и ныне смотрятся почти как новые.
Севастополь впервые понравился мне, ибо в это время нет ни отдыхающих, ни туристов, город пуст и довольно приятен. Гостиница Киста, в которой находился Штаб Русской Армии П. Н. Врангеля, приведена в отличное состояние. А вот на Графской пристани я обнаружил то, чего даже в советское время делать никто не решился: прямо над порталом пристани поднят... советский военно-морской флаг с серпом-молотом и красной звездой. Всё это происходит в "независимой Украине".
Большего плевка в сторону памяти Добровольческой армии и армии Врангеля сделать было нельзя. Постарались на славу. Такого не было даже в 20-е - 40-е годы, когда Графская пристань именовалась "Пристань III Интернационала".
Дальше - еще невероятнее: пройдя через портал пристани и спустившись по лестнице к воде, обнаруживаешь на стенке слева мемориальную доску с такой надписью: "Памяти соотечественников, вынужденных покинуть родину в ноябре 1920 года".
Что помещается в головах всех этих людей, остается только догадываться... Какая-то дикая смесь из тошнотворного "советского патриотизма", какого-то клоунского почтения к "исторической памяти" Совка и еще чего-то неуловимо безнадежного, что стало результатом 95-летнего подсоветского житья несчастных народов Российской Империи... И ни конца этому, ни края... Никакой надежды на выздоровление.
И. Стеценко
Наша Страна, № 2973, 2013