Письмо Кайзера Вильгельма Второго Императору Николаю Второму
Sep 25, 2013 11:29
[...]Оригинал взят у anton21 в Письмо Императора Вильгельма II - Императору Николаю II Оригинал взят у p_n_z_8_8 в Письмо Императора Вильгельма II - Императору Николаю II Вряд ли кто будет спорить, что Мировая, или как её тогда называли - Великая война, была важнейшим фактором, способствовавшим падению Православной Монархии в России. Публикуемое ниже письмо Кайзера Германской Империи к своему российскому собрату, написанное за 20 лет до трагических событий, оказалось пророческим: в результате Мировой войны монархии Габсбургов, Романовых и Гогенцоллернов превратились в республики..
Дражайший Ники!
…Твои мнения о прессе, как правило, полностью совпадают с моими. Она нанесла и продолжает наносить много вреда, нам приходится считаться с тем, что в ней много злобы, лжи и бессмыслицы. Однако она имеет влияние и, как ни ужасно признаться, по ней судят о настроениях разных народов, которые научились грамоте и читают газеты…
Беспокойство мне причиняет не факт «отношений» дружбы между Россией и Францией - каждый монарх является единственным господином интересов своей страны и соответственно формирует свою политику, - а та опасность, которая создалась для монархического принципа из-за возвышения республики на какой-то пьедестал благодаря той форме, в которой проявляется указанная дружба.
Постоянное появление князей и великих князей, государственных деятелей и генералов, притом в полном облачении, на всевозможных парадах, похоронах, обедах и скачках вместе с главой республики или его непосредственным окружением заставляет республиканцев думать, что они вполне честные и прекрасные люди, с которыми наследные князья чувствуют себя как дома! Каковы же последствия этого в наших собственных двух странах?
Республиканцы по существу являются революционерами, и, как правильно говорят наши верные подданные, с ними надо обращаться как с людьми, заслуживающими расстрела или повешения. А между тем республиканцы получают возможность возразить: «О нет, мы не опасные и не плохие люди. Посмотрите на Францию! Там можно увидеть царствующих особ, водящих дружбу с революционерами! Почему того же самого не может быть и у нас?»
Французская Республика возникла из великой революции, она распространяет и неизбежно должна распространять идеи революции. Не забывай, что Фор [Феликс Фор (1841-1899), президент Франции в 1895-1899] - не по его собственной вине восседает на троне «божьей милостью» короля и королевы Франции, чьи головы были отрублены французскими революционерами! Кровь их величеств всё ещё лежит на данной стране. Взгляни на эту страну, разве она сумела с тех пор стать снова счастливой или спокойной? Разве она не шаталась от одного кровопролития к другому? Разве в свои великие минуты эта страна не шла от одной войны к другой? И так будет продолжаться до того времени, пока она не погрузит всю Европу и Россию в потоки крови. Пока, в конце концов, она не будет иметь у себя снова Коммуну. Ники, поверь моему слову, проклятье Бога навсегда заклеймило этот народ!
Мы, христианские короли и императоры, имеем лишь один священный долг, возложенный на нас Небом, - это поддерживать принцип «Божьей милостью». Мы можем иметь хорошие отношения с Французской Республикой, но никогда не быть близкими с ней! Я всегда опасаюсь, что частые и долгие посещения Франции людьми без опредёленных взглядов заставляют их проникнуться республиканскими идеями.
Здесь я должен рассказать тебе об одном примере этого! Немного лет тому назад один порядочный человек - не немец по национальности - рассказывал мне, что пришёл в ужас, когда в одной фешенебельной парижской гостиной он услышал следующий ответ русского генерала на заданный французом вопрос, разобьёт ли Россия германскую армию: «О, нас разобьют вдребезги. Ну что же, тогда и у нас будет республика». Вот почему я боюсь за тебя, мой дорогой Ники!.. Поэтому позаботься о том, чтобы твои генералы не слишком любили Французскую Республику.
Прости, пожалуйста, что высказываюсь столь откровенно, но хочу, чтобы ты понял, как тепло я к тебе отношусь, как боюсь за тебя, и ты должен полностью понять движущие мной побуждения…
Прежде чем закончить, разреши выразить самую сердечную симпатию в связи с приближением даты 1 ноября. Один Господь Бог способен смягчить печаль, которая будет теснить твоё сердце при воспоминании о таком добром отце, о таком замечательном и хорошем человеке, столь похожем на моего бедного папу! Могу ли я предложить одну вещь, близкую моему сердцу? Принимая во внимание наши близкие отношения и постоянный обмен письмами и посланиями, который всегда неизбежно и без всякой пользы приводит в движение механизм посольств, не захочешь ли ты возобновить старинный обычай наших предков и опять иметь личных адъютантов, прикомандированных к нашим соответствующим штабам?
Тогда дела, имеющие более частный и интимный характер, могли бы, как в старые времена, проходить прямо через них, что было бы значительно проще. Я с удовольствием приму в мою военную главную квартиру любого человека, которому ты действительно доверяешь; в свою очередь, как тебе понравился бы Мольтке? Заканчиваю, не буду тебя задерживать! До свидания, дражайший Ники, мой сердечный привет Алисе и будущему ребёнку, будь уверен в твоем всегда преданном и любящем друге и двоюродном брате.