Тульский поселок Плеханово на этой неделе попал во все рейтинги новостей. 500 омоновцев приехали сюда усмирять разбушевавшихся цыган. Причина - их дома отключили от газа, который цыгане воровали у государства годами. И не только газ, халупы их построены незаконно и подлежат сносу. Цыганский поселок местные обходят стороной, а ромал винят во всех смертных грехах.
В Плеханово - крупнейший в стране цыганеский табор. По официальным данным, там живет около 2 тысяч человек. Сами аборигены говорят, что их больше 3,5 тысяч. Точного числа никто не знает.
Поселок появился тут в начале 60-х годов. За несколько лет до этого, в 1956 году, был принят указ об оседлости цыган. Кочевому народу указали на место постоянного жительства. Под Тулой власти разместили их на пустующем колхозном поле. С тех пор они его и обживают.
[В итоге...]В итоге, от такого соседства хуже стало всем. Местные жители - русские, армяне, азербайджанцы - цыган не любят. Те отвечают такой же неприязнью.
Каждый туляк, если его спросить о таборе, сможет рассказать свою неприятную историю. Кого обманули, кого обсчитали, кого обхамили.
Я столкнулся с этим еще когда ехал к цыганам на такси.
- До Плеханово подбросите? - спрашиваю водилу.
- В сам табор не поеду, рядом высажу, - категорично заявил тульский таксист Миша. - Один раз туда сунулся - еле ноги унес. Мелкие дети окружили машину, прыгали по капоту, стучали палками. Хорошо, на старом авто был, весь же корпус поцарапали! Что за люди такие?
В окрестностях цыганского поселка настроения не лучше.
- Да они - ромалы - в магазинах воруют постоянно, - говорит медсестра местной поликлиники Наталья Николаевна. - Заходят в универсам большой толпой, начинают все хватать, а потом бегут к выходу. Пробуешь остановить одного, на тебя налетают все остальные.
- На почте все время норовят без очереди пройти. Даже, если стоит ветеран, все равно лезут вперед, - негодует пенсионерка Варвара Осипова.
Узнав, что я журналист, ко мне выстроилась целая очередь из жителей Плеханово - каждый хотел пожаловаться на беспокойных соседей. Еле убежал - иначе бы до сих пор мне рассказывали про бытовые склоки.
Лабиринт из тупиков
Цыганский поселок годами застраивался без всякого плана. Дома стоят как попало, впритирку друг к другу - между разными постройками может быть расстояние меньше метра!
Рядом с кирпичными особняками притулились хибары, собранные из деревянных щитов. Проезд спокойно может быть перегорожен каким-нибудь сараем. Вот такой лабиринт из тупиков.
Если в таборе начнется пожар, все выгорит дочиста. Техника спасателей просто не доедет до огня.
Освещения, уличных указателей или асфальта тут нет. Если на улице темнеет, то по табору можно ходить лишь с фонариком. Перемещаться надо аккуратно, кругом сплошная грязь - можно подскользнуться и упасть в глубокую лужу.
Судя по состоянию «улиц», цыгане никогда не занимались тут дорожным ремонтом. А за них это делать никто не будет - машина с щебнем тоже не проедет по местным дорогам.
«Мы наркотиками не торгуем - это другие»
- Касатик, позолоти ручку, давай я тебе погадаю, - подзывает меня из окна цыганка.
Она назвалась Марией. У нее за спиной стоит 4-5 детей - ребятня с любопытством выглядывает из-за плеча матери.
- В гадание я не верю, расскажите лучше, как вы тут живете? Здесь же грязно, сыро, ничего нет. Неужто не хочется перебраться в место получше?
- А откуда деньги взять на место получше? Я пыталась устроиться на колбасный завод - не берут. Потом на местную обувную фабрику - не берут. Говорят, я буду воровать продукцию. С нами никто не хочет иметь дело. Единственный заработок для женщин - летом работать на поле ближайшей фермы.
- Вас обвиняют в торговле наркотиками.
- Это не мы. Под Тулой есть еще поселения цыган - в Мясново, в Октябрьском. Там совсем нищие живут. Вот они закон и нарушают.
Между тем меня обступила большая толпа ромал. Одни мужчины. Сначала они вели себя настороженно, но потом расслабились.
- А мужчины в таборе кем работают?
- Кто кем, - рассказал местный умелец Николай. - Я вот плотничаю. Летом мы артелью строим дачи, дома. Зимой бывает подрабатываем на стройках. Но доход опять-таки не постоянный.
- Местные говорят, что дочка барона вышла замуж за русского.
- Не может такого быть! - хором возразили все. - Это против традиций. Наша девушка может выйти только за нашего парня. Мы на русских не женимся.
Когда появляются дети - не до учебы
Уже 10 лет в плехановском таборе работает начальная школа. Дети помоложе в ней учатся. Люди постарше, которые выросли без учителей, так и живут неграмотными.
- Вы интернетом пользуетесь? - спрашиваю мужчину лет 30.
- Мои дети пользуются - я нет. Читать и писать не умею. А там же надо на клавиатуре кнопки нажимать.
- Так чего же не научитесь грамоте?
- А зачем она мне? До сих пор прожил без нее и дальше обойдусь.
Редко местная детвора учится дальше 6 класса. В 12-13 лет у цыган принято выходить замуж. Девочки начинают сидеть дома и рожать детей. Это нормально, когда к 20 годам у местных женщин уже по четверо малышей. Ну а когда в семье появляется первый ребенок, всем становится не до учебы.
Цыгане любят прибедняться, когда их спрашивают о доходах. Но многие женщины одеты в шубы, носят золотые кольца, в семьях есть машины. Значит деньги откуда-то берутся. Скорее всего, и от не совсем легальной деятельности. Без образования, работая по закону, не разбогатеешь.
Застряли в средневековье
Сейчас цыган обвиняют в том, что они живут на земле без документов, что они воруют газ и электричество. Все так - ресурсы ромалы и правда крадут, а землю незаконно захватывают.
50 с лишним лет чиновники (советские и российские) закрывали глаза на бесконечные нарушения. Ну а цыгане, понятное дело, привыкли жить на птичьих правах - им же всегда все сходило с рук.
Главная беда ромал в том, что они не такие, как остальные. Они не ассимилируются с русским народом, живут по своим традициям и правилам. Некоторые их привычки сейчас уже не имеют отношения к реальной действительности.
- Репрессивными мерами решить проблему ромал не получится, - заявил «КП» член научного совета РАН, культуролог Игорь Яковенко. - Интеграция цыган в европейское общество - давняя проблема. Везде ее решают по разному. Французы, например, выслали своих цыган в Румынию. Нужны поколения, чтобы ромалы приспособились к нашим порядкам. А для этого требуется разумная последовательная стратегия ассимиляции. И заниматься ей должны власти.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В Плеханово власти хотят снести больше сотни домов. У цыган есть время до 21 марта, чтобы убрать постройки самим. Потом дома могут сломать принудительно.
- С декабря 2015 года на исполнении у приставов находилось 122 производства - граждане цыганской национальности обязаны снести самовольные постройки в поселке Плеханово в соответствии с решением суда, - заявили в Федеральной службе судебных приставов. - Первый исполнительный срок был установлен до 12 декабря. До этого срока постройки в добровольном порядке снесены не были. По состоянию на 14 марта на исполнении находился 121 протокол, так как один дом сгорел.