Атомный авианосец ВМС США Форрестол
«Форрестол» 1967
Эта трагедия - один из самых значительных инцидентов с авианосцами США, произошедший 29 июля 1967 года около 10:50 по местному времени в Тонкинском заливе на борту авианосца «Форрестол». Инцидент произошёл в точке с координатами
19°09′05″ с. ш. 107°23′05″ в. д. В момент возникновения пожара авианосец находился на Yankee Station - географической точке в Тонкинском заливе, откуда авианосцы США обычно наносили удары по Социалистической республике Вьетнам. За предыдущие четыре дня авиагруппа совершила 150 боевых вылетов и ощущала нехватку боеприпасов - 454 тонны бомб
Mk 83. Чтобы быстро восполнить нехватку, с судна снабжения
AE-19 «Даймонд-Хед» были загружены бомбы AN-M65 времён Второй мировой войны. Эти бомбы использовали в качестве взрывчатки
«композицию B», тогда как современные 227 кг
Mk 82 и 454 кг
Mk 83 бомбы снаряжались более температуроустойчивой взрывчаткой
«композиция H6». Считается, что это обстоятельство усугубило тяжесть инцидента.
Пожар начался после самопроизвольного пуска неуправляемой ракеты
«Зуни» под действием случайного
броска напряжения в цепях одного из стоявших на палубе самолётов
F-4 «Фантом». Самолёт готовился к нанесению удара по территории
Вьетнама в ходе участия США в
войне во Вьетнаме (1965-1973 годы).
В результате инцидента погибло 134 и ранен 161 человек. Материальный ущерб составил 72 миллионов долларов (512 млн долл. в эквиваленте на 2008 год), не считая стоимости сгоревших самолётов.
Американский авианосец «Форрестол», названный в честь первого министра обороны США Джеймса Форрестола, пятые сутки нес боевую вахту у берегов Вьетнама в Тонкинском заливе. С утра пилоты готовили самолеты ко второму вылету. В тот раз на задание должны были вылететь 12 штурмовиков «Скайхок», семь истребителей «Фантом» и два самолета-разведчика «Виджилент». Американсий авианосец «Форрестол», названный в честь первого министра обороны США Джеймса Форрестола, пятые сутки нес боевую вахту у берегов Вьетнама в Тонкинском заливе. С утра пилоты готовили самолеты ко второму вылету. В тот раз на задание должны были вылететь 12 штурмовиков «Скайхок», семь истребителей «Фантом» и два самолета-разведчика «Виджилент».
В 10:53 по местному времени из подкрыльевой кассетницы одного из самолетов внезапно самопроизвольно запустился неуправляемый реактивный снаряд Mk 32 «Zuni». Ракета не взорвалась и, возможно, это происшествие не обернулось бы трагедией, но она угодила в подвесной топливный бак «Скайхока». Бак сорвало с крыла, вылившееся на палубу топливо моментально воспламенилось. Из-за жара начали взрываться топливные баки других самолетов, пламя охватило палубу. Над «Форрестолом» взвилось облако черного дыма.
Начали взрываться боеприпасы. Первая бомба рванула спустя всего полторы минуты после начала пожара. Это была бомба старого образца AN-M65, сорвавшаяся с подвески одного из самолетов. Сам самолет разнесло на куски взрывом, осколки убили большую часть пожарной команды и пробили топливные баки стоявших рядом самолетов.
Всего взорвалось девять бомб. Из-за взрывов в палубе образовались большие отверстия, и горящее топливо потекло вниз, на палубу ангара и в жилые помещения.
Аварийные команды начали тушить пожар сразу же. Пилоты сталкивали за борт уцелевшие самолеты, сбрасывали боеприпасы.
Пожар у полетной палубы удалось потушить только через полтора часа, в нижних отсеках огонь взяли под контроль к двум часам дня, а полностью потушить пожары команде удалось лишь на следующее утро. «Форрестол» выглядел так, словно пережил жесточайшее сражение - шесть из десяти палуб были повреждены, диаметр пробоин на полетной палубе доходил до семи метров.
Взлетная палуба авианосца после трагедии
Вечером к авианосцу подошло госпитальное судно, чтобы забрать пострадавших.
Всего в пожаре погибло 134 человека, был ранен 161. Огонь и соленая вода уничтожили при тушении 21 самолет, еще 42 были серьезно повреждены.
По одной из версий самолет, в который попала сорвавшаяся ракета, принадлежал будущему сенатору Джону Маккейну, тогда - 31-летнему пилоту.
Как и другие пилоты, он готовился к вылету. Он как раз забрал шлем у своего приятеля Тома Отта, который помогал ему протереть стекло, когда ракета угодила в самолет.
«В следующее мгновение «Зуни» ударила в топливный бак моего самолета и разорвала его, поджигая 200 галлонов (757 л) топлива, выплеснувшегося на палубу, сбивая мои бомбы. Тома Отта я больше никогда не видел», - писал Маккейн в мемуарах Faith of My Fathers.
Маккейн выскочил из кабины самолета, добежал до носа, забрался на заправочную штангу и прыгнул вниз с высоты трех метров.
«Когда я прокатился сквозь стену огня, мой костюм загорелся. Я сбил пламя и побежал к правому борту так быстро, как мог.
Куски горячей шрапнели от взорвавшейся бомбы вонзились мне в ноги и грудь. Вокруг меня был хаос.
Самолеты горели. Куски тел, обломки корабля и самолетов падали с палубы. Пилоты кидались в огонь, загнанные огнем в угол люди бросались за борт. Другие ракеты проносились по палубе. Взрывы проломили палубу, и огонь распространился ниже», - описывал он катастрофу.
Корабельный лазарет был заполнен сгоревшими заживо людьми. Кто-то еще издавал тихие стоны, кто-то уже молчал и не двигался. «Они не кричали от агонии, потому что их нервные окончания были сожжены», - вспоминал Маккейн.
По другой версии произошедшей катастрофы,
29 июля 1967 года, около 10:50 по местному времени, во время подготовки самолётов ко второму вылету 127-мм
неуправляемый реактивный снаряд Mk 32 «Zuni», находившийся в подкрыльевой кассетнице LAU-10 самолёта
F-4, самопроизвольно запустился.
Ракета перелетела через полётную палубу и ударила в
подвесной топливный бак под крылом готовившегося к взлёту штурмовика
A-4 Skyhawk с бортовым номером 405, за штурвалом которого находился
коммандер-лейтенант LCDR Fred D. White. Благодаря предохранительному механизму ракета не взорвалась, однако бак сорвало с крыла, и выплеснувшееся из него
топливо JP-5 воспламенилось. От перегрева начали взрываться топливные баки других самолётов, и пламя стало распространяться по палубе. Через несколько минут начали взрываться бомбы.
Первой через полторы минуты после начала пожара взорвалась бомба старого образца AN-M65, сорвавшаяся с подвески одного из самолётов. Взрыв разрушил самолёт, сделал пробоину в палубе и разлетевшимися осколками убил находившуюся на палубе пожарную команду, кроме троих, которые были тяжело ранены. Осколки также пробили топливные баки двух стоявших рядом самолётов.
Всего на палубе взорвалось девять бомб, из них восемь AN-M65 старого образца с взрывчаткой типа «Composition B» и одна новая, сдетонировавшая при близком разрыве AN-M65. Бомбы пробили в бронированной палубе большие отверстия, через которые горящее топливо стало стекать внутрь, в жилые помещения и на палубу ангара.
Механизм запуска подразумевал, что сначала его нужно было перевести из транспортного в боевое положение, затем вытащить чеку, которая блокирует пусковой механизм, и лишь затем, при нажатии пусковой кнопки можно было запустить ракетный двигатель.
Но человеческая лень сыграла свою роль. Оружейники на палубе попросили своих коллег со склада сразу переводить ракеты в боевое положение, а уже потом поднимать их на палубу - на складе это делать проще, чем на продуваемой палубе под рев взлетающих самолетов. Самим же оружейникам оставалось лишь выдернуть чеку. Так ракета на полном боевом взводе и оказалась на самолете, который только ожидал своей очереди на взлет.
Было проведено расследование, и следствие выявило потенциальные причины трагедии, включая проблемы в электрических схемах пусковой установки LAU-10 для ракет Zuni, а также использование устаревших 454-кг боеприпасов, некоторые из которых, судя по маркировке на найденных осколках, датировались 1953 годом.
Для самого запуска оказалось необязательно нажимать кнопку - он мог произойти и из-за скачка напряжения при переключении самолета с внешнего источника электроснабжения на внутренний.
А непосредственной причиной ложного срабатывания ракеты было признано нарушение регламента работы с боеприпасами. Согласно регламенту, подключение электрического разьёма («pigtail» connection) к пусковой установке LAU-10 и удаление предохранительной чеки (triple ejector rack, TER) разрешалось только после заезда самолёта на катапульту. На «Форрестоле» же подключение разъёма зачастую происходило на складе боеприпасов. Если после этого по какой-то причине чека оказывалась удалённой (сильный порыв ветра мог выдернуть чеку за привязанную к ней широкую ленту), не исключалось срабатывание ракеты от скачка
напряжения при переключении самолёта с внешнего источника электроснабжения на внутренний.
Как бы там ни было, огонь на полётной палубе был локализован в 12:15, во внутренних помещениях - к 13:42. Полностью пожар был потушен в 04:00 следующего утра.
В 20:54 к авианосцу подошло
госпитальное судно AH-16 «Repose» и в 22:53 начало снимать с корабля погибших и раненых.
Авианосец больше не мог продолжать летные операции - ему требовался капитальный ремонт. Его проводили на верфи Норфолка до февраля 1968 года. В море «Форрестол» вышел лишь в апреле. Общий ущерб составил $72 млн, а корабль получил пренебрежительную кличку «Fire Stall» - «Огненное стойло».
Пожар на «Форрестол» заставил пересмотреть системы пожарной безопасности на аналогичных кораблях. Так была придумана и создана система орошения палубы заборной водой, что позволяло бы быстро и эффективно потушить возгорание и удалить разлитое топливо.
Пожарная команда тушит остатки сгоревших самолётов
Система орошения палубы авианосца.